|
остпочтенный
Махаси Саядо родился 29 июля 1904 года в Бирме
в деревне Сейкхун, которая находится примерно
в семи милях на запад от города Швебо.
В возрасте шести лет он пошёл в школу при монастыре
в той же деревне, и в возрасте двенадцати лет
получил посвящение в саманеры. Оказавшись блестящим
учеником, он быстро постигал древние буддийские
тексты. В 19 лет ему нужно было решить - оставаться
ли в монашестве или же вернуться к мирской жизни.
Внутренняя уверенность подсказывала ему, что нужно
продолжить монашеский путь, и он получил высшее
монашеское посвящение 26 ноября 1923 под именем
Ашин Собханы. Последующие четыре года Ашин усиленно
изучал пали, чтобы сдать все три уровня экзаменов
по пали, которые проводились правительством страны. |
|
Затем
он отправился в Мандалай, чтобы углубить свои познания.
Однако там он проучился всего год, после чего его
позвали в Мулмейн в монастырь Тайк-кйаун, чтобы помочь
в обучении монахов. Ашин Собхана стал преподавать,
а сам тем временем продолжал собственное обучение,
поставив особое ударение на Махасатипаттхана сутте.
Интерес к методике, изложенной в этой сутте, привёл
его в город Тхатон к известному Мингуту Джетаван Саядо,
под учительством которого Ашин прошёл интенсивную
практику медитации випассаны в течение 4 месяцев.
Результаты были очень хорошими, вскоре он и сам смог
обучить этому методу первых трёх учеников в родной
деревне Сейкхун, куда он вернулся в 1938-ом.
В 1941 Ашин сдал ещё один, очень важный правительственный
экзамен «Дхаммачария» («Учитель Дхаммы»). Число его
учеников стало расти, и он продолжал обучать випассане
в монастыре Махаси (где и стал известен как Махаси
Саядо) в родной деревне. В это время он написал свою
основую работу - «Руководство по медитации Випассаны»,
которая касалась как теоретических, так и практических
аспектов его метода.
Вскоре его известность стала возрастать в этом районе,
и к нему пришёл У Тхвин, искренний буддист, который
хотел построить медитационный центр, в котором учил
бы хороший учитель, известный за свои нравственные
качества и медитивные способности. Послушав лекции
Саядо и понаблюдав за его спокойным и благородным
поведением, У Тхвин решил, что это подходящий учитель
для реализации своей мечты.
В ноябре 1947-го У Тхвин создаёт Ассоциацию Буддасасанаануггаха
в столице Бирмы, Рангуне, а сам становится её первым
президентом. Ассоциация ставила целью изучение и практику
Дхаммы. У Тхвин подарил Ассоциации участок земли в
Рангуне, чуть более 5 акров, чтобы построить центр
медитации. В 1948 году центр занимает территорию уже
в 19 акров с целым комплексом построек и зданий. У
Тхвин сообщает, что знает подходящего мастера медитации
и предлагает прьемер-министру Бирмы пригласить в центр
Махаси Саядо.
Махаси Саядо принимает приглашение и 4 декабря 1949-го
проводит первые медитации с 25 учениками. Число учеников
стало быстро расти, и Саядо уже не мог каждый раз
давать вводные указания. Поэтому они были записаны
на кассету и включались для новичков. Вскоре подобные
медитационные центры появляются и в других местах,
и не только в Бирме, но и в соседних странах Тхеравады
- Тайланде и Шри-Ланке, а также в Камбодже и Индии.
К 1972 году в этих центрах прошло обучение порядка
700 000 человек. В 1952 духовные и учительские качества
Махаси Саядо получили массовое признание и президент
Бирмы наградил его титулом Агга Маха-Пандита (Высочайший
Мудрец).
После обретения независимости правительство Бирмы
стало готовить организацию Шестого
Буддийского Собора, совместно с Тайландом, Шри-Ланкой,
Камбоджей и Лаосом. Махаси Саядо играл в этом видную
роль Осаны (тот, кто выполняет окончательные редакции),
а также Пуччаки (тот, кто задаёт вопросы).
В 1957 Махаси Саядо дали задание написать на пали
предисловие к комментарию к Висуддхи-магге - Аттхакатхе,
которую Саядо закончил к 1960-ому. К этому же моменту
он написал два тома (из четырёх) перевода на бирманский
этого комментария.
По просьбе правительства Шри-Линки на Цейлон была
направлена специальная миссия во главе с У Суджатой
Саядо - помощником Махаси Саядо, с целью распространить
там практику медитации випассаны. Таким образом в
течение года в Шри-Ланке появилось 12 постоянных и
17 временных центров медитации випассаны. В 1959 Шри
Ланку посетил и сам Махаси Саядо, где он встречался
с видными деятелями и правительственными чиновниками
Цейлона.
В
Тайланд система практики Махаси Саядо пришла через
усилия У Асабхи и У Индавамсы - двух выдающихся учеников
Махаси Саядо. К 1960-му в Тайланде появлились многочисленные
центры медитации бирманской випассаны.
К
1966-му Махаси Саядо сделал перевод под-комментария
на Висуддхимаггу, и давал лекции по комментарию и
под-комментарию к Висуддхимагге многим своим ученикам.
Чтобы перевести один из разделов ему пришлось изучить
древние индуистские философские доктрины, используя
различные источники, включая санскритские и английские.
Впоследствии Махаси Саядо критиковали за то, что он
предлагает отличную от традиционной методику сосредоточения
внимания на брюшной полости. Однако это не было нововведением
Махаси Саядо, а появилось до него несколько лет раньше,
у других бирманских учителей. Махаси Саядо принял
этот метод, поскольку считал, что практикующему так
легче настроиться на элемент движения (воздух - voyo-dhatu).
Сам Махаси Саядо никак не реагировал на критику, однако
его ученики опубликовали несколько работ, в которых
приводили аргументы в защиту его метода.
В бирманской буддийской литературе 67 томов цитируют
Махаси Саядо и ссылаются на его работы. Некоторые
из книг Махаси Саядо по медитации випассаны были опубликованы
на английском.
Махаси
Саядо умер после непродолжительной болезни 14 августа
1982 года.
(фотографии
с Дост. Махаси Саядо) |
(обратно
к списку биографий) |
|
|