|
Около-канонические
тексты
|
|
|
Неттипакарана
- «Книга Наставлений»
Петакопадеса
- «Указания по Питаке»
(Махакаччаяна?; примерно 1 век н.э.?). Эти книги представляют
собой введения к учению Будды. Источником является Сутта
Питака {HPL pp. 100,117-18}. Эти две книги появляются
в составе Кхуддака Никаи бирманской Типитаки. Ни в тайской,
ни в ланкийской версии канона их нет.
* (Nanamoli, 1962 & 1964, PTS)
Милиндапаньха
- «Вопросы Милинды»
(автор неизвестен; начало нашей эры). Представляет
собой записанные диалоги царя Милинды (греческого
царя Минандра, жившего примерно во 2 веке до н.э,
правившего территориями примерно современного Афганистана)
и старца монаха по имени Нагасена о важных моментах
буддийской доктрины {QKM p. 4}. Вероятно, текст был
основан на санскритской работе, составленной примерно
в начале нашей эры, и до 4 века был переведён на пали
в Шри-Ланке. Возможно, позже были некоторые добавления
в тексте {PLL p. 26 20; HPL p. 94}. Книга появляется
в составе Кхуддака Никаи бирманской Типитаки. Ни в
тайской, ни в ланкийской версии канона их нет. Впервые
переведена на сингальский в 1777.
* (I.B. Horner, 1963, PTS)
(на русском языке - Парибок А.В., 1989, Наука)
Паритта
(автор и дата неизвестны). Эта древняя компиляция
включает себя материал из Типитаки: 24 коротких сутты
и несколько кратких выдержек, включая Тройное Прибежище,
обеты, десять вопросов для саманеры, обзор 32 частей
тела. В буддийских странах монахи часто декламируют
отрывки из Паритты во время важных церемоний (особые
дни полнолуния, кремации, благословения, освящение
новых храмов и т.д.). С давних пор считается, что
тексты Паритты обладают особой силой, действующей
на тех, кто их слушает и на тех, кто их читает.
* (много; например, The Book of Protection, by Piyadassi
Thera, 1999, BPS)
|
|