Главная > Учение > Канонические комментарии > Хроники и исторические описания
Учение и практика
История и современность
Буддийская жизнь
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Хроники и исторические описания

Дипавамса - «Остров летописей»
(автор неизвестен; позже 4 века н.э.). Эта книга, первая известная записанная книга в Шри Ланке (и окружающей территории), описывает раннюю буддийскую историю острова, начиная с легендарных первых посещений Будды и затрагивая обращение острова в буддизм Дост. Махиндой (3 век до н.э.). {HPL p. 53}

Махавамса - «Великая летопись»
(Маханама; 6 век н.э.). История Шри-Ланки от первых визитов Будды до начала 4 века. Текст основан на Дипавамсе, но содержит новые фрагменты, взятые из Аттхакатхи (Комментариев) {PLL p. 36 28}. С давних пор этот текст играл ключевую роль для буддийских историков и учёных.
* (W. Geiger & Mabel H. Bode, 1912, PTS)

Чулавамса - «Меньшая летопись»
(различные авторы). Является продолжением Махавамсы, начиная с 4 века до падения последнего ланкийского царя Канди (1815) {PLL p. 44 38}. Составители: Дхаммакитти (12 век), неизвестный автор (до 18 века), Тибботуваве Буддхараккхита (18 век), Хиддакуве Сумангала (1877). Многие историки считают Чулавамсу неотъемлемой частью Махавамсы, и искусственное разграничение двух летописей было сделано в конце 19 века известным учёным пали Вильгельмом Гейгером {HPL p. 81}.
* (Mrs. C. Mabel Rickmers, 1929, PTS)

Вамсаттхаппакасини
(автор неизвестен; 6 век). Является комментарием к Махавамсе. Поскольку сама Махавамса - это изложение более краткой Дипавамсы, то Вамсаттхаппакасини обычно считают под-комментарием (тикой). {PLL p. 42 35}

Махабодхивамса
(Упатисса; 11 век). Здесь повествуется о священном дереве бодхи Анурадхапуры в Шри-Ланке, и в большей части этот текст представляет собой компиляцию материалов из более старых источников, включая Махавамсу {PLL p. 36-37 29}. Эта книга почитается в Шри-Ланке и "она стала известна под почти 50 названиями на пали и сингальском" {HPL p. 78}. Дерево бодхи в Анурадхапуре по сей день привлекает миллионы буддийских паломников. Считается, что это огромное дерево является прямым потомком от ростка подлинного дерева бодхи, под которым Будда достиг просветления. Росток был привезён в Шри-Ланку в 240 году до н.э. Дост. Сестрой Сангхамиттой во время её проповеднической поездки в Анурадхапуру.

Тхупавамса
(Вачиссара; 12 век). Является летописью Махатхупы (Великой Ступы) в Анурадхапуре, Шри-Ланка. {HPL p. 163}. Этот текст суть "всего лишь собрание фрагментов из Ниданакатхи [введения в Джатакаттхаваннану], Самантапасадики и Махавамсы вместе с её тикой [Вамсаттхаппакасини]". {PLL p. 41 34}

Датхавамса
(Дхаммакитти; 13 век). Стихотворение, подробным образом излагающее раннюю историю священной реликвии - Зуба Будды, с момента его вынимания из погребального костра Будды до начала строительства первого храма в Анурадхапуре, в Шри-Ланке (4 век н.э.). {HPL pp. 40-41}. Эта работа основана на материалах Махавамсы вместе с добавлениями, которые были "вероятно выбраны из местных цейлонских традиций". {PLL p. 41 34} . Зуб Будды ныне хранится в Священном Храме Зуба в Канди, Шри-Ланка - и это до сих пор одно из важных мест буддийского паломничества.

Самантакутаваннана - «Описание Горы Адама»
(Ведехатхера; 13 век). Стихотворение в 796 строфах, повествующее о жизни Будды в легендах о его трёх посещениях Шри-Ланки, включая последнее, во время которого, как считает, он оставил отпечаток ступни на вершине горы, которая ныне известна как Гора Адама. {PLL p. 43 36}. Гора Адама, располагающаяся в центральных лесах острова, всё ещё является значимым местом посещения для буддийских паломников.
* (A. Hazelwood, 1986, PTS)

Хаттхаванагалла-вихаравамса
(неизвестный автор; 13 век). История жизни царя Сирисангхабодхи Анурадхапуры, Шри-Ланки, в стихах и в прозе. {HPL p. 55} Впервые переведена на сингальский в 14 веке.

Саддхамма-сангаха
(Дхаммакитти Махасами; Таец; 14 век). Очерк литературной и церковной истории буддизма. Включает первые четыре собора, первую запись Типитаки, написание тик (под-комментариев). Исходным материалом для этой книги стали Типитака и Аттхакатхи {HPL p. 129-30}

Чха-кесадхатувамса
(неизвестный бирманский автор). Короткая история о сооружении шести ступ, в которых погребены реликвии волос, которые Будда лично отдал шести архатам.

Гандхавамса
(неизвестный бирманский автор, 19 век?). Список древних буддийских комментаторов и их работ {PLL p. 48 44.5}

Сасанавамса
(Панньясамин; бирманец; 19 век). История Буддизма в Индии до третьего Собора, а затем в Шри-Ланке и других странах, в которые были отправлены буддийские миссии. Источниками текста являются Самантапасадика, Дипавамса, Махавамса и бирманские хроники. {PLL p. 49 44}
* (B.C. Law, 1952, PTS)

 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт