Первый
раздел, Виная, содержит тексты, призванные
регулировать жизнь Cангхи — буддийской монашеской
общины. В него входят более 500 правил поведения
монахов и монахинь, а также правила и процедуры,
призванные способствовать сохранению гармонии
в монашеской общине в целом. Первая питака
не огpаничивается сводом дисциплинарных пpавил,
в ней также рассматривается истоpия пpоисхождения
каждого пpавила, включены притчи, рассказывающие
о том, как сам Будда Готама pешал вопpосы
сохpанения гаpмонии в большой и pазноpодной
монашеской общине.
Во
втором разделе, Суттанте, собрано более
10 000 сутт, приписываемых лично Будде или,
иногда, его ближайшим ученикам.
Третий
раздел, Абхидхамма, представляет собой сборник
философских трактатов, содержащих систематизацию
учения Будды и предлагающих глубокий, практически
научный, анализ основных доктринальных положений
учения. Авторство многих текстов, входящих
в Абхидхамма-питаку, приписываются непосредственно
Будде Сакьямуни, но многие буддологи склоняются
к более позднему происхождению этих текстов,
возводя их к эпохе царя Асоки.
Долгое
время Типитака передавалась устно, в
соответствии с индийской традицией заучивания
священных текстов наизусть. Около 80
г. до нашей эры, в связи с угрозой утраты
текстов, Типитака была впервые записана
на пальмовых листьях монахами Тхеравады
в Шри-Ланке. В текстах Типитаки содержится
также множество сведений, касающихся
культурной, экономической и социальной
жизни Индии первых веков до нашей эры. |
|
В
1871 году в городе Мандалай в Бирме был
созван Пятый
Буддийский Собор, на котором около 2400
монахов путём сверки различных рукописей
и переводов создали унифицированный текст
Палийского Канона. После восстановления
текста его вырезали на 729 мраморных плитах,
для каждой из которых построили отдельный
миниатюрный островерхий храм. Так появился
знаменитый храмовый комплекс Куто-до Пайя,
своебразный городок-библиотека, хранилище
канона, почитаемое сейчас большинством буддистов
мира.
|