Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Значение "Сати"
Бхиккху Бодхи

 
редакция перевода: 20.08.2015
Перевод с английского: SV

источник:
Выдержка из статьи "What does mindfulness really mean? A canonical perspective" (2011)

Проблема герменевтики с её внутренними влияниями на реальную практику медитации касается точного значения слова «сати» как в целом, так и в отношении к буддийской созерцательной деятельности. Мы настолько охотно соглашаемся с термином «осознанность» (англ. – «mindfulness»), что редко наводим справки в отношении определённых нюансов этого английского термина, не говоря уже о значении оригинального палийского слова «сати», которое этот английский термин и представляет, как и не задумываемся над адекватностью использования первого для перевода последнего. Слово «осознанность» настолько гибкое и неопределённое, что оно служит шифром, посредством которого мы можем прочесть для себя практически всё, что захотим. Мы редко задумываемся над тем, что слово для перевода «сати» было выбрано в определённые времена после того, когда для него были опробованы другие не особо успешные варианты перевода.
В индийской психологии, отличной от буддизма, слово «смрти», санскритский эквивалент палийского «сати», обычно означает «память». Поэтому Моньер-Вильямс в своём санскритско-английском словаре определяет «смрти» как «вспоминание, припоминание, памятование, напоминание… память». В буддийских текстах, как мы увидим, также всё ещё сохраняется это значение в некоторых контекстах. Но не стоит придавать этому чрезмерное значение. Продумывая терминологию, которая могла бы донести важные аспекты и практики в своём учении, Будде в обязательном порядке пришлось использовать тот словарь, который был ему доступен. Чтобы обозначить практику, которая стала центральной колонной в его медитативной системе, он выбрал слово «сати». Но теперь «сати» уже более не означало «память». Будда приписал слову новое значение, которое согласовывалось с его собственной системой психологии и медитации. Таким образом, было бы фундаментальной ошибкой настаивать на старом варианте прочтения в новом контексте.
Однако, не будет неправильным попытаться определить каким образом слово «сати» получило своё новое применение на основании старого значения. К нашему сожалению, Никаи (собрания ранних буддийских текстов) не дают чёткого и понятного определения в той манере, к которой мы привыкли, читая современные книги или научные исследования медитативной практики.
В течение четырёх веков буддийские тексты сохранялись и передавались устно, от одного поколения к следующему. Этот метод передачи требовал от составителей буддийских текстов сжимать основные моменты в простые повторяющиеся формулировки, которые было бы легко запомнить. Таким образом, когда мы обращаемся к текстам, чтобы выяснить что же означает «сати», мы по большей части вместо чётких объяснений встречаем рабочие примеры того, как, с практической точки зрения, «сати» функционирует в буддийской психологии и практике медитации. Именно отсюда мы должны выуживать значения этого слова, сверяя их друг с другом и сопоставляя с личным опытом и наблюдениями.
Вероятно, первым, кто перевёл «сати» как «осознанность» был британский учёный, переводчик Томас Вильямс Рис Дэвидс, основатель Общества Палийских Текстов. Его комментарий к введению перевода Махасатипаттхана сутты всё ещё демонстрирует это занимательное осмысление:
«Этимологически «сати» означает «память». Но как и случилось со многими другими общеупотребительными выражениями во время возникновения буддизма, слову был прикреплен новый подтекст, придающий ему новое значение, которое отражало [старое] значение «память» как наиболее неподходящий и сбивающий с толку вариант перевода. Оно стало памятью, памятованием, припоминанием, осознаванием определённых специфических фактов. Из них наиболее важными были непостоянство (возникновение в результате причины, а затем вновь исчезновение) всех феноменов – телесных и умственных. И оно включало в себя повторяющееся применение этой осознанности к каждому жизненному переживанию с этической точки зрения».
В Никаях задействовано две периодически повторяющихся формулировки, которые раскрывают значение «сати». Одна возвращается к старому значению «память», другая относится к задействованию «сати» в четырёх сатипаттханах. Первую формулировку можно встретить в СН 48.9, где приводится анализ пяти духовных качеств: веры, усердия, осознанности, сосредоточения, мудрости. В сутте на каждое качество приводится краткая формулировка, и вот что сказано о «качестве осознанности» (сати-индрия):
«И что такое качество осознанности? Вот монахи, ученик Благородных внимателен, крайне осознан и проницателен, запоминает и способен вспомнить даже то, что было сделано и сказано очень давно. Это называется качеством осознанности».
Оборот на пали здесь такой: «сарита ануссарита» – т.е. «тот, кто помнит и вспоминает». Оба слова – существительные, происходящие от глагола «сарати», что означает «помнить» или «быть осознанным». Первое – простое, а второе с приставкой «анну». Если брать эти слова по отдельности, то они могут означать либо припоминание, либо осознанность, однако фраза «то, что было сказано и сделано давным-давно» (чиракатампи чирабхаситампи) благоволит толкованию «сати» как «памяти».
Однако в следующей сутте СН 48.10 пять качеств определяются вновь. Опять-таки качество осознанности определяется вначале как и в предыдущей сутте – способность вспомнить то, что было сделано и сказано давным-давно. Но затем, как будто признавая, что это определение недостаточное, текст добавляет стандартную формулировку четырёх основ осознанности:
«Он пребывает в созерцании тела в теле… чувств в чувствах… ума в уме… феноменов в феноменах, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив жажду и недовольство к миру. Это называется качеством осознанности».
Это указывает на то, что составители текстов не были удовлетворены простым определением в рамках «памяти», но полагали, что следует сделать дополнение другим определением, которое подчёркивает связь с практикой медитации. В следующей сутте СН 48.11 вновь встаёт вопрос: «Что такое качество осознанности?» и даётся ответ: «Это осознанность, которая обретается на базе четырёх основ осознанности – вот что называется качеством осознанности». Здесь не приводится определения «сати» как «памяти» вовсе. Можно предположить, что «сати» как «память» (в смысле чистого осознавания в настоящем) позволяет этому качеству функционировать как память. Хотя это в реальности может быть и так, сами тексты не высказывают подобного предположения, но просто соединяют две формулировки без объяснения.
Подобная амбивалентность значения «сати» происходит и в двух других, параллельных, описаниях семи факторов просветления (сатта-бодджханга). Первый фактор просветления является осознанностью (сати-самбодджханга), вслед за которым идут такие факторы как исследование, усердие, восторг, безмятежность, сосредоточение, и невозмутимость. В СН 46.3 Будда хвалит пользу общения с монахами, которые всецело завершили тренировку. Один из видов такой пользы заключается в том, что монах может услышать от них Дхамму. Услышав её от них, монах «припоминает эту Дхамму и обдумывает её». Делая так, в этот момент монах зарождает, развивает, исполняет фактор просветления «осознанность» (сати). В этом отрывке осознанность (сати) как фактор просветления происходит из акта памятования и рассмотрения заученного учения. Здесь используются два глагола – «ануссарати» и «анувитаккети». Первый – это дополненная форма «сарати» (помнить), откуда и происходит существительное «сати». Второй – это основа для существительного «витакка», что означает мысль или рассмотрение. Далее сутта рассматривает остальные шесть факторов и завершается плодами практики.
Если брать текст сам по себе, то кажется, что он подтверждает толкование «сати» как развитие памяти. Однако в другой сутте – СН 54.13 – Будда рассматривает каждую из четырёх основ осознанности как трамплин к семи факторам просветления. Таким образом, когда монах «пребывает, созерцая тело в теле… феномены в феноменах, в этот момент монах зарождает, развивает, исполняет осознанность как фактор просветления». Когда осознанность зарождена, возникают затем и остальные факторы просветления, приводя к «истинному знанию и освобождению». У текста точно такие же структурные рамки как и у прежней сутты, но здесь осознанность как фактор просветления возникает не из памяти, не от воспоминания учений, которые были услышаны, а из прямого созерцания тела, чувств, ума, и переживаемых феноменов.
Есть одно палийское слово, используемое комментариями для прояснения значения «сати», которое, как я думаю, свидетельствует о попытке акцентировать ту новую роль, что была приписана «сати». Это слово «упаттхана». Оно означает «установление, утверждение» – т.е. то, что вы делаете с осознанностью. Уже в Никаях это слово тесно связно с «сати». Связка «сатипаттхана» – уже и есть составное слово из «сати» и «упаттхана». Четыре сатипаттханы являются четырьмя основами осознанности, процессов установления осознанности, различающихся своими объективными областями. Этот анализ показывает, что установление осознанности не означает процесс воспоминания о чём-то, что случилось в прошлом, но означает принятие определённой позиции по отношению к собственному переживанию в настоящем моменте. Я охарактеризовал бы такую наблюдательную позицию как бдительность к своему текущему переживанию. Можно даже назвать такую позицию «сати» как перенаправление луча сознания на переживание объекта в её физической, сенсорной, психологической областях. Подобный акт перенаправления имеет целью охват тех событий, которые происходят в этих областях, выводя их из слепой бессознательной зоны в область чистого познавания.
Смысл «присутствие», относящийся к слову «упаттхана», виден ещё чётче в постканонической работе «Патисамбхида-магга», которая добавляет к каждому из пяти качеств ещё один термин, посредством которого их можно «напрямую познать» (абхихеййам). Таким образом, качество веры следует напрямую познать как убеждённость; качество усердия как приложение усилия; качество осознанности как присутствие (упаттханаттхена сати-индриям); качество сосредоточения как не-отвлечение; качество мудрости как видение. Здесь «сати» уравнено с «упаттханой» не в том смысле, что медитирующий «устанавливает осознанность», но в смысле, что она сама является актом установления присутствия. Осознанность утверждает присутствие объекта и таким образом позволяет осуществлять его дальнейший осмотр и постижение.
Это толкование показывает то, какое влияние оказывает «сати» в своём объективном поле. С одной стороны можно сказать, что оно осуществляет «объектификацию» объекта, которая происходит в нашем повседневном взаимодействии с миром. Таким образом мы считаем объекты «внешними» вещами, нужными для наших прагматических целей. С другой стороны «сати» делает так, что объективное поле «проявляется» в осознании как поле феноменов, и демонстрирует свои собственные различные феноменальные характеристики, а также шаблоны и структуры, присущие всем обусловленным феноменам. Конечный эффект этого заключается в том, что объективное поле становится чётко доступным для изучения. Висуддхи-магга поддерживает эту гипотезу, когда утверждает, что «сати» имеет своим проявлением «прямую встречу с объективной областью» (висайя-бхимукха-бхава-паччупаттхана). В этом смысле мы можем охарактеризовать осознанность наиболее простыми словами как «чистое осознавание».
Я полагаю, что именно этот аспект «сати» создаёт связь между этими двумя первичными каноническими значениями – память и чистое осознавание в настоящем моменте текущих событий. Сати позволяет уму чётко и ясно вычленить познаваемый объект. Когда объект был познан, это относится к прошлому, когда он постигнут как нечто такое, что было прежде сделано, воспринято, сказано – и его чёткое представление принимает форму воспоминания. Когда объект – это телесный процесс, такой как вдохи и выдохи или акт хождения вперёд и назад, когда это умственное событие как чувство или мысль, то тогда его чёткое представление принимает форму чистого познавания в настоящем моменте.
В палийских суттах «сати» выполняет также и другие роли в области медитации, но они подкрепляют его характеристику чистого познавания и чёткого представления. Например, в текстах к одному из видов осознанности относится памятование о Будде (буддха-нуссати), созерцание отвратительности тела (асубха-саннья), осознанность к смерти (марана-сати). Каждая из этих практик делает так, чтобы в уме чётко представала соответствующая объективная область. В Метта сутте даже медитация доброжелательности описывается как вид осознанности. В каждом из этих случаев объект является концептуальным феноменом – качества Будды, отвратительность тела, неизбежность смерти, приятные живые существа – и тем не менее, умственная позиция, обращающаяся к ним, определяется осознанностью. То, что их объединяет – со стороны субъекта – это ясность и живость акта осознавания, а со стороны объекта – чёткое представление.
Вне медитативного контекста «сати» входит в Благородный Восьмеричный Путь. Здесь у неё иная роль, которую нельзя недооценивать, если мы хотим рассмотреть точное значение этого слова. Здесь «сати» – поручитель правильной практики всех остальных факторов пути. В МН 117 проводится различие между правильной (самма) и ошибочной (миччха) версией первых пяти факторов Пути – начиная с воззрений, заканчивая средствами к жизни. После описания каждого из различий, далее объясняется то, каким образом правильные воззрения, правильное усилие, и правильная осознанность проистекают в связке с каждым другим фактором пути. Если взять, к примеру, правильное устремление, то текст таков: «Он понимает неправильное устремление и правильное устремление в соответствии с действительностью. Это его правильные воззрения. Он прилагает усилие, чтобы отбросить неправильное устремление и обрести правильное устремление. Это его правильное усилие. Осознанно он оставляет неправильное устремление и осознанно обретает и пребывает в правильном устремлении. Это его правильная осознанность». Аналогичная схема идёт и в описании остальных факторов, включая правильную речь, действия, средства к жизни, удостоверяя, что практикующий осознанно охватывает этические составляющие пути.
Данное объяснение делает проблематичным общепринятое понимание осознанности как вида осознания, которое внутренне лишено какого-либо суждения, оценки, различения. Хотя подобное описание осознанности проникло в популярную литературу по медитации, оно не очень-то хорошо согласуется с каноническими текстами и даже может привести к искажённому взгляду на то, как именно следует практиковать осознанность. Вне сомнений, бывают ситуации, когда взращивание осознанности требует того, чтобы практикующий воздержался от оценок, суждений, различений, а вместо этого принял позицию простого наблюдения. Однако, чтобы осуществить роль осознанности как фактора Благородного Восьмеричного Пути, она должна работать совместно с правильными воззрениями и правильным усилием. Это означает, что тот, кто практикует осознанность, должен время от времени оценивать умственные качества и планируемые действия, делать суждения о них, осуществлять целевое действие. В связке с правильными воззрениями осознанность позволит практикующему отличить благие качества от негативных, отличить плохие действия от хороших, плодотворные состояния ума от вредоносных. В связке с правильным усилием осознанность позволит устранить негативные умственные качества и обрести позитивные. Только таким образом практика осознанности может заложить фундамент для правильной мудрости и искоренить корни страданий.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.