Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Что такое буддизм Тхеравады?
Доктор В.А. Гунасекара

 
редакция перевода: 20.12.2010
Перевод с английского: SV

источник:
www.buddhanet.net

В целом сейчас выделяют три школы буддизма. Это Тхеравада, Махаяна, Ваджраяна. Хотя такая троичная классификация полезна, она не охватывает всю полноту буддийских школ и подходов, которые можно встретить в буддизме - как в историческом прошлом, так и в настоящее время. Например, термин «Махаяна» охватывает множество школ, начиная от школы «Чистых Земель» и вплоть до «Дзэна». Под Ваджраяной обычно понимают Тибетский буддизм, но даже здесь у нас целый ряд направлений и традиций. В противоположность всему этому множеству школ считалось, что Тхеравада является цельной и определённой линией буддизма, которая считает авторитетным Палийский Канон. К сожалению, это не так. Во-первых, не существует общего согласия на предмет того, какие тексты считаются в Тхераваде каноническими, и даже более того, учёные выявили несколько слоёв в Палийском Каноне. В этой статье я рассмотрю некоторые из этих слоёв буддизма Тхеравады.
Здесь будет полезно обратиться к историческим корням Тхеравады. Во время жизни Будды единственным раскольническим движением была группа под руководством монаха Девадатты, но после падения Девадатты всё это завершилось. Поэтому к моменту смерти Будды среди монахов не было раскола. Таким образом, через три месяца после кончины Будды Дхамма-Виная была заучена в полном согласии на Первом Буддийском Соборе, который прошёл в пещере Саптапарна, рядом с Раджагаей. Вероятно, этот Канон, с которым все были согласны на Соборе, представлял собой Виная Питаку и части Сутта Питаки. Последняя, вероятно, включала в себя четыре Никаи Палийского Канона: Дигху, Маджхиму, Ангуттару, Саньютту, а также некоторые книги Кхуддака Никаи, такие как Дхаммапада и Суттанипата. Они стали основным ядром Канона Тхеравады. Затем начался значительный рост буддизма. Спустя сотню лет он вышел за пределы своей колыбели в центральной северной части Индии и распространился на юг, на запад и северо-запад Индии.
Согласно буддологам, термин «Тхеравада»1 впервые возник в диспутах, произошедших через 100 лет после смерти Будды. Первые споры касались правильности ряда практик монашеского устава - Винаи, которые стали осуществлять некоторые монахи в центральной Индии. Спор возник вокруг 10 пунктов. Некоторые из них были незначительными (как, например, допущение держать соль в рожке), а другие были более значимыми (например, возможность принимать как подаяние золото и серебро). Чтобы разрешить эти споры в городе Весали был созван Второй Буддийский Собор. Те монахи, которые отказывались соглашаться с новыми практиками и защищали старую версию Винаи, стали известны как Тхеравадины (Учение Старцев). На Втором Соборе не поднимались вопросы о доктринальных разногласиях, и весь тот Канон, что был составлен на Первом Соборе, был продекламирован в знак подтверждения его правильности. Хотя на Втором Соборе правильной официально была признана точка зрения Тхеравады, всё же большое число монахов продолжили придерживаться новых практик и стали известны как Махасангхики.
Проблемой в доктринальном отношении стали пять пунктов, оглашённые Махадэвой2. Четыре вопроса касались уровня Архата, который был идеалом Тхеравадинов. Махадэва заявил, что архат может иметь сексуальное влечение, не полностью устранил невежество, имел сомнения и не мог достичь пробуждения своими собственными силами. Кроме того, Махадэва развил пункт о «мгновенном просветлении». Всё это напоминает взгляды более поздней Махаяны, но на данном историческом этапе о ней говорить ещё слишком рано.
За Махадэвой индийский буддизм вошёл в период колоссальных расколов. Две прежние школы - Тхеравада и Махасангхика - разделились ещё на несколько школ. Однако ни одну из них нельзя соотнести с более поздней Махаяной. Фактически учёные считают эти школы так называемыми «школами Хинаяны». Точное число школ подсчитывалось несколько раз. В Тхеравадинской литературе говорится о 18 школах, которые соперничали друг с другом в доктринах и практиках. Французский учёный Баро выделил 34 школы.
Появление этих новых взглядов вместе с продолжающимся нарушением монахами правил Винаи привело к созыву Третьего Собора в период царствования царя Ашоки. Председательствовал на соборе Моггалипутта Тисса Тхера. Он же составил трактат Катхаваттху, в котором опровергал новые воззрения. Монахи, нарушающие Винаю, были исключены из Сангхи.
Именно во время Третьего Собора была составлена конечная версия Палийского Канона. Сюда был добавлен целый раздел - Абхидхамма Питака, а также несколько новых книг Кхуддака Никаи. Именно этот разросшийся Канон был привезён в Шри-Ланку архатом Махиндой в 246 году до нашей эры. Затем он был впервые записан в Шри-Ланке в 110 году до нашей эры в монастыре Алувихара, и таким образом, закреплён навсегда.
Было предметом некоторых споров, стоит ли соотносить изначальный буддизм только с Дхамма-Винаей, или же со всей полнотой Палийского Канона. Термин «Тхеравада» иногда используют для обозначения той версии Канона, которая появилась на Третьем Соборе - тогда как Канон первых двух соборов иногда считают изначальным буддизмом. Если это так, то тогда Тхеравада не идентична изначальному буддизму. Однако вопрос, является ли материал, добавленный на Третьем Соборе, противоречащим ранее установленной Дхамма-Винае.
В самой Индии палийские тексты сочиняли и намного позже Третьего Собора. Например, это Милиндапаньха (Вопросы Царя Милинды), которая считается авторитетной в Тхераваде, а сейчас в Бирме этот труд был включён в состав Палийского Канона. После этого буддизм Тхеравады начал угасать в Индии, однако к этому времени он прочно утвердился в Шри-Ланке. Там же Канон был и впервые записан.
С компиляцией Комментариев, главным образом благодаря стараниям монаха Буддхагоши (5 век н.э.), буддизм Тхеравады вошёл в новую эру. Классическая Тхеравада того времени была описана в его трактате Висуддхимагга (Путь к Очищению). В этом виде сложилась окончательная форма Тхеравады.


1 (прим. ред). Правильнее будет отметить, что первая ортодоксальная ветвь называлась "Стхавиравада", а "Тхеравада" (которая по сути означает то же, что и Стхавиравада) появилась уже позже, как дальнейшая ветвь Стхавиравады

2 (из англ. Википедии) Разные источники по-разному оценивают роль Махадэвы. А также оспаривается и само историческое существование такого человека. В Махавибхасе говорится о том, что Махадэва расколол Сангху на Стхавиравадинов и Махасангхиков, являясь фактически основателем Махасангхиков. Однако сами Махасангики считали по-иному, что они отделились от Стхавиравадинов вполне по-дружески и уже гораздо позже. В Самаябхедопарачаначакре Махадева, предположительно, является уже другой фигурой, который расколол Махасангхику на три под-школы. Джозеф Уолсшер считает, что Махадева вообще был выдуманной фигурой, а его "пять пунктов" образно представляли собой ересь и расколы в Сангхе в целом.


.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.