Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.


 
редакция перевода: 01.11.2010
Перевод с английского: SV

Предисловие к Маха-Сунньята сутте
Маджхима Никаи
(МН 122)

источник:
www.accesstoinsight.org

В Маха-Сунньята сутте (МН 122) содержится много ценных уроков на предмет практического развития внутреннего медитативного пребывания в пустотности, способности поддерживать такое состояние, и научиться использовать его для достижения Пробуждения. Некоторые из этих моментов включают в себя:

- необходимость уединения как благоприятного условия для практики,
- типы бесед и мышлений, которые полезны и вредны для такой практики,
- опасность быть отвлечённым посетителями,
- правильное отношение к учителю.

Однако объяснение самого феномена пустотности как такового следует искать в других суттах Канона, где она рассматривается с трёх позиций:

1) как медитативное состояние
2) как атрибут объектов
3) как вид освобождения ума

Первый подход, очевидно, наиболее близок к основной теме Маха-Сунньята сутты, хотя здесь играют роль и остальные два принципа.
Пустотность как медитативное состояние наиболее полно объяснено в МН 121. Такая пустотность, по сути, сводится к способности сосредотачивать ум, настроив его на конкретное восприятие, и поддерживать его в таком состоянии, а затем отмечать отсутствие и наличие волнений в таком состоянии. Этот процесс начинается с настройки восприятия на внешнее окружение - на деревню, лес, на элемент земли - затем он внутренне сдвигается к четырём бесформенным сферам, далее к «беспредметному сосредоточению ума», и, в конечном счёте, к освобождению от всех умственных загрязнений. Каждый последующий шаг сравнивается с предыдущим, чтобы увидеть, как всё более утончённое восприятие вызывает всё меньше взволнованностей. Например, если вы перейдёте от восприятия леса к восприятию земли, то первым шагом будет утвердиться и «потворствовать» этому восприятию. Затем вы обращаете внимание на те виды взволнованностей, которые исчезли при переходе от восприятия леса к восприятию земли. Например, ушли все мысли об опасностях в лесу - и далее вы смотрите какие взволнованности остались на последующем восприятии земли. Потом вы отбрасываете вызывающее взволнованности восприятие, и переходите к более утончённому уровню восприятия. Это процесс протекает аналогичным образом вплоть до «беспредметного сосредоточения ума». Когда вы видите, что даже этот утончённый уровень сосредоточения является обусловленным, непостоянным и подверженным прекращению, вы обретаете полное освобождение от всех умственных загрязнений и взволнованностей, которые основываются на загрязнениях ума. Этот уровень пустотности называется «наивысшим и непревзойдённым», и, видимо, именно о нём говорит Будда в сутте: «не обращая ум на какие-либо темы, он входит и пребывает во внутренней пустотности».
Обратите внимание, что на каждом этапе данного процесса пустотность означает отсутствие взволнованностей, которые переживаются в том или ином состоянии ума. Это значит, что состояния ума можно воспринимать как образец наличия или отсутствия страдания. Другими словами, пустотность в этом смысле прямо относится ко второй из трёх характеристик - мучительности или страданию. Устремлённость к этой пустотности относится к Четырём Благородным Истинам, поскольку здесь вы ищите причины страдания и используете спокойствие и прозрение для того, чтобы отбросить эти причины с целью полного искоренения страданий.
Во втором значении - как атрибут объектов - пустотность наиболее полно рассматривается в СН 35.85. Эта сутта описывает пустотность как отсутствие самости или чего-либо принадлежащего самости во внешнем и внутреннем мире. Любое чувство самости, которое может соотноситься с этими объектами, не является их подлинной чертой. Это всего лишь результат вашей склонности считать это «собой» или «моим». Когда вы видите искусственное конструирование чувства «я» и «моего» по отношению к этим объектам, это помогает развить чувство разочарованности к ним, и посему и любого к ним цепляния.
Поэтому пустотность в этом смысле напрямую относится уже к третьей характеристике существования - т.е. к безличности. Однако, поскольку три характеристики неразрывно связаны друг с другом (всё страдательное является безличным), практическое применение такого вида пустотности не сильно отличается от первого. СН 12.15 показывает, что когда вы перестаёте хвататься за идею «я», вы видите внешние и внутренние феномены просто как возникновения и прекращения [только лишь] страданий. Практика медитации с этой позиции - видение каждого уровня сосредоточения как возникающего и исчезающего страдания - является развитием пустотности как медитативного состояния.
Пустотность в третьем значении - как вид освобождения ума - является приложением ко второму типу пустотности. В МН 43 так объясняется этот вид сосредоточения: «Вот монах, уединившись в лесу, у подножья дерева, в пустом жилище - рассматривает всё так: «В этом нет самости или чего-либо, принадлежащего самости». Упоминается, что этот вид освобождения ума отличается от освобождения ума, когда вы не обращаете внимания на какие-либо объекты. Поэтому этот вид сосредоточения нельзя полностью соотнести с пустотностью как медитативным состоянием, упоминаемым в этой сутте. Далее, как говорится в МН 106, если вы часто пребываете в пустотности как освобождении ума, то вы можете либо войти в сферу отсутствия всего (одну из бесформенных сфер), либо развить мудрость, ведущую к Просветлению. Первый из этих вариантов - это ещё один способ провести различие между «пустотностью как освобождением ума» и «пустотностью как медитативным состоянием» (как оно определялось в МН 121). Однако, поскольку стандартное определение мудрости - это видение феноменов в рамках четырёх благородных истин - то второй из этих вариантов - развитие мудрости - судя по всему, относится к той же схеме, что упомянута в СН 12.15. Другими словами, вы перестаёте воспринимать феномены как «я» или «моё», а относитесь к ним просто как к возникающему и исчезающему страданию. Поэтому, опять-таки, третье значение пустотности, как и второе - постепенно сводит практику к первому значению. Как отмечается в МН 43, когда вы достигаете полного освобождения, то беспредметное освобождение ума и пустотность как освобождение ума будут различаться только в названии, но не в сути.
Читая Маха-Сунньята сутту вы обратите внимание на то, что некоторые значения пустотности в разных контекстах более уместны, чем другие. И всё же важно помнить, что по мере практики все три значения взаимосвязаны, и все три в обязательном порядке сыграют свою роль в достижении Пробуждения.


.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.