В
Маха-Сунньята сутте (МН 122) содержится много ценных уроков на предмет
практического развития внутреннего медитативного пребывания в пустотности,
способности поддерживать такое состояние, и научиться использовать его
для достижения Пробуждения. Некоторые из этих моментов включают в себя:
- необходимость уединения как благоприятного условия для практики,
- типы бесед и мышлений, которые полезны и вредны для такой практики,
- опасность быть отвлечённым посетителями,
- правильное отношение к учителю.
Однако объяснение самого феномена пустотности как такового следует искать
в других суттах Канона, где она рассматривается с трёх позиций:
1) как медитативное состояние
2) как атрибут объектов
3) как вид освобождения ума
Первый подход, очевидно, наиболее близок к основной теме Маха-Сунньята
сутты, хотя здесь играют роль и остальные два принципа.
Пустотность как
медитативное состояние наиболее полно объяснено в МН 121. Такая пустотность,
по сути, сводится к способности сосредотачивать ум, настроив его на
конкретное восприятие, и поддерживать его в таком состоянии, а затем
отмечать отсутствие и наличие волнений в таком состоянии. Этот процесс
начинается с настройки восприятия на внешнее окружение - на деревню,
лес, на элемент земли - затем он внутренне сдвигается к четырём бесформенным
сферам, далее к «беспредметному сосредоточению ума», и, в конечном счёте,
к освобождению от всех умственных загрязнений. Каждый последующий шаг
сравнивается с предыдущим, чтобы увидеть, как всё более утончённое восприятие
вызывает всё меньше взволнованностей. Например, если вы перейдёте от
восприятия леса к восприятию земли, то первым шагом будет утвердиться
и «потворствовать» этому восприятию. Затем вы обращаете внимание на
те виды взволнованностей, которые исчезли при переходе от восприятия
леса к восприятию земли. Например, ушли все мысли об опасностях в лесу
- и далее вы смотрите какие взволнованности остались на последующем
восприятии земли. Потом вы отбрасываете вызывающее взволнованности восприятие,
и переходите к более утончённому уровню восприятия. Это процесс протекает
аналогичным образом вплоть до «беспредметного сосредоточения ума». Когда
вы видите, что даже этот утончённый уровень сосредоточения является
обусловленным, непостоянным и подверженным прекращению, вы обретаете
полное освобождение от всех умственных загрязнений и взволнованностей,
которые основываются на загрязнениях ума. Этот уровень пустотности называется
«наивысшим и непревзойдённым», и, видимо, именно о нём говорит Будда
в сутте: «не обращая ум на какие-либо темы, он входит и пребывает во
внутренней пустотности».
Обратите внимание,
что на каждом этапе данного процесса пустотность означает отсутствие
взволнованностей, которые переживаются в том или ином состоянии ума.
Это значит, что состояния ума можно воспринимать как образец наличия
или отсутствия страдания. Другими словами, пустотность в этом смысле
прямо относится ко второй из трёх характеристик - мучительности или
страданию. Устремлённость к этой пустотности относится к Четырём Благородным
Истинам, поскольку здесь вы ищите причины страдания и используете спокойствие
и прозрение для того, чтобы отбросить эти причины с целью полного искоренения
страданий.
Во втором значении
- как атрибут объектов - пустотность наиболее полно рассматривается
в СН 35.85. Эта сутта описывает пустотность как отсутствие самости или
чего-либо принадлежащего самости во внешнем и внутреннем мире. Любое
чувство самости, которое может соотноситься с этими объектами, не является
их подлинной чертой. Это всего лишь результат вашей склонности считать
это «собой» или «моим». Когда вы видите искусственное конструирование
чувства «я» и «моего» по отношению к этим объектам, это помогает развить
чувство разочарованности к ним, и посему и любого к ним цепляния.
Поэтому пустотность
в этом смысле напрямую относится уже к третьей характеристике существования
- т.е. к безличности. Однако, поскольку три характеристики неразрывно
связаны друг с другом (всё страдательное является безличным), практическое
применение такого вида пустотности не сильно отличается от первого.
СН 12.15
показывает, что когда вы перестаёте хвататься за идею «я», вы видите
внешние и внутренние феномены просто как возникновения и прекращения
[только лишь] страданий. Практика медитации с этой позиции - видение
каждого уровня сосредоточения как возникающего и исчезающего страдания
- является развитием пустотности как медитативного состояния.
Пустотность в третьем
значении - как вид освобождения ума - является приложением ко второму
типу пустотности. В МН
43 так объясняется этот вид сосредоточения: «Вот монах, уединившись
в лесу, у подножья дерева, в пустом жилище - рассматривает всё так:
«В этом нет самости или чего-либо, принадлежащего самости». Упоминается,
что этот вид освобождения ума отличается от освобождения ума, когда
вы не обращаете внимания на какие-либо объекты. Поэтому этот вид сосредоточения
нельзя полностью соотнести с пустотностью как медитативным состоянием,
упоминаемым в этой сутте. Далее, как говорится в МН 106, если вы часто
пребываете в пустотности как освобождении ума, то вы можете либо войти
в сферу отсутствия всего (одну из бесформенных сфер), либо развить мудрость,
ведущую к Просветлению. Первый из этих вариантов - это ещё один способ
провести различие между «пустотностью как освобождением ума» и «пустотностью
как медитативным состоянием» (как оно определялось в МН 121). Однако,
поскольку стандартное определение мудрости - это видение феноменов в
рамках четырёх благородных истин - то второй из этих вариантов - развитие
мудрости - судя по всему, относится к той же схеме, что упомянута в
СН 12.15. Другими словами, вы перестаёте воспринимать феномены как «я»
или «моё», а относитесь к ним просто как к возникающему и исчезающему
страданию. Поэтому, опять-таки, третье значение пустотности, как и второе
- постепенно сводит практику к первому значению. Как отмечается в МН
43, когда вы достигаете полного освобождения, то беспредметное освобождение
ума и пустотность как освобождение ума будут различаться только в названии,
но не в сути.
Читая Маха-Сунньята
сутту вы обратите внимание на то, что некоторые значения пустотности
в разных контекстах более уместны, чем другие. И всё же важно помнить,
что по мере практики все три значения взаимосвязаны, и все три в обязательном
порядке сыграют свою роль в достижении Пробуждения.
|