Главная > Учение > Понятия и термины > Взаимозависимое возникновение
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Зависимое возникновение

русский: взаимозависимое возникновение, зависимое возникновение

английский:
dependent origination, dependent co-arising, interdependent arising

пали:
патичча-самуппада | paticcasamuppāda

Зависимое возникновение – это сердце, самая суть учения Будды. В Маджхима Никае 28 сказано: «Тот, кто видит зависимое возникновение – тот видит Дхамму. Кто видит Дхамму, тот видит зависимое возникновение», а в Ваккали сутте из Саньютта Никаи Будда говорит: «Тот, кто видит Дхамму, тот видит меня».

Пробуждение Будды по сути состоит в открытии Зависимого Возникновения. Это понимание того, что любой феномен мира существует только благодаря наличию другого феномена, и эта бесконечно сложная паутина охватывает всё прошлое, настоящее и будущее.

Другими словами – что-то всегда зависит от чего-то. Человеческое существование в любой момент времени зависит от внешних и внутренних условий. Всё во вселенной взаимосвязано паутиной причин и следствий таким образом, что и целое и части этого целого зависят друг от друга. Характер и состояние какого-либо феномена в каждый миг времени связаны с характером и состоянием других феноменов, даже если внешне кажется, что никакой связи между ними нет.

Поскольку все вещи обусловлены, они являются непостоянными (аничча), и потому в них не содержится какой-то неизменной сущности (анатта). Можно сказать, что в абсолютном смысле ни одна вещь не существует подлинно, хотя обычному человеку всегда кажется, что вещи существуют сами по себе. Поскольку в вещах нет неизменной сущности, они являются «пустыми» (сунья). Мудрецы, которые видят вещи в истинном свете, обретают глубокую мудрость и отбрасывают привязанность и жажду к вещам, к миру, к существованию, и так становятся буддами или арахантами.

Общая формулировка зависимого возникновения многократно встречается в различных суттах Палийского Канона и выглядит так:

«Когда есть это, есть то.
С возникновение этого, происходит возникновение того.
Когда этого нет, то нет и того.
С прекращением этого, наступает прекращение того»
.

Когда человек до определённой глубины постиг эту истину, он становится вступившим в поток, не может более родиться в низших мирах и в течение максимум 7 жизней обретёт полное просветление.

Двенадцать нидан

Будда изложил схему Зависимого Возникновения в виде 12-звенной цепи, и хотя он говорил о том, что эта схема крайне глубока и труднопостижима, подробного систематического объяснения связей между всеми этими звеньями в суттах не приводится. В Комментариях встречается общее последовательное объяснение, изложенное следующим образом:

Первые два звена из прошлой жизни:

1. Неведение
2. Волевые формирователи (создающие камму)

Порождают восемь последующих звеньев в этой жизни:

3. Сознание
4. Имя-и-форму
5. Шесть чувственных опор
6. Контакт
7. Чувство
8. Жажду
9. Цепляние
10. Существование

Которые создадут в будущей жизни эти два фактора:

11. Рождение
12. Смерть

Данная последовательность встречается как самая распространённая интерпретация, однако в некоторых ранних суттах указаны и менее известные варианты изложения зависимого возникновения, что означает, что рассматривать эту схему в качестве линейной последовательности, где одно звено взаимосвязано только с последующим и предыдущим, неправильно. Судя по всему, связь куда более сложная, и, видимо, имеет своего рода «петли» между различными звеньями.

Зависимое возникновние показывает причины и условия бесконечных циклов рождений и смертей живого существа. Старение и смерть обусловлены существованием и рождением. Если существо родилось, оно должно умереть. Если рождения нет, то нет и смерти. Наше присутствие в мире, этот процесс, который мы называем «жизнью», обусловлен цеплянием и привязанностью к идеям и действиям. Это в свою очередь не может происходить без жажды. Будда увидел, что жажда формируется, когда под действием неведения возникает чувственный контакт с приятными, нейтральными или неприятными ощущениями (в последнем случае возникает жажда перестать испытывать неприятное). Чтобы испытывать чувства, должны наличествовать чувственные опоры и сознание. Таким образом, пока в уме присутствует неведение, существо будет порождать жажду, которая станет причиной следущих рождений. Будда говорил, что целиком просчитать количество прошлых рождений, то есть увидеть самое первое рождение, невозможно – потому что сансара не имеет начала. Однако можно прекратить будущие рождения, в том случае, если удастся полностью изничтожить первое звено зависимого возникновения – т.е. неведение.

Каноническое описание Зависимого Возникновения можно посмотреть, например, в Патичча-самуппада вибханга сутте из Саньютта Никаи или в Саммадиттхи сутте.

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт