|
|
|
|
|
русский: ниродха,
ниродха-самапатти, прекращение восприятия и чувствования
английский:
nirodha,
cessation, cessation of perception & feeling
пали: саннья-ведаита-ниродха,
ниродха-самапатти | saññā-vedayita-nirodha
Ниродха-самапатти (саннья-ведаита ниродха – прекращение
восприятия и чувствования) – высшее медитативное достижение.
В этом состоянии ум и все процессы ума временно прекращаются.
В суттах достижение ниббаны часто описывается двумя
способами – получением трёх знаний (тевиджа)
на основе 4 джханы, или посредством достижения ниродха-самапатти
через последовательное прохождение по всем джханам и
бесформенным сферам.
●
Ниродха-самапатти в суттах обозначается
как наивысшее счастье – (см. Ниббана
сутту,
также МН
59)
●
В МН 31 Дост. Ануруддха говорит Будде,
что не видит более приятного и более возвышенного состояния,
чем ниродха-самапатти. Будда подтверждает это: «Хорошо,
Ануруддха, хорошо. Нет другого приятного пребывания
более возвышенного и более утончённого, нежели это».
Далее
монахи Кимбила и Нандия называют ниродха-самапатти «уничтожением
загрязнений» (то есть, по сути, ниббаной).
● Насчёт некоторых деталей в объяснении
ниродхи-самапатти см. Камабха
сутту
Согласно
комментаторской работе 5-го века н.э. «Висуддхимагга»:
-
этого состояния могут достичь только анагамины
и араханты, которые полностью
развили все восемь джхан.
- максимальный
срок продолжительности этого состояния может длиться
до тех пор, пока действует жизненная сила, поддерживающая
тело, поэтому сказано, что перед вхождением в прекращение
восприятия и чувствования медитирующему следует
вначале определить, когда может закончиться жизненная
сила тела, и уже после этого заранее установить
срок, в течение которого он хочет находиться в этом
состоянии.
- также
перед вхождением в ниродху медитирующий может сделать
предварительное намерение 1) о том, чтобы его имущество
не было уничтожено огнём, водой или ветром (пока
длится ниродха); 2) о том, чтобы выйти из этого
состояния по требованию сангхи; 3) о том, чтобы
выйти из этого состояния по требованию Будды.
- cоответственно,
выход наступит в четырёх случаях: 1) если прекратилась
жизненная сила тела (в самом состоянии ниродхи умереть
невозможно, поэтому когда прекращается жизненная
сила, практикующий автоматически выходит из ниродхи
и умирает); 2) если его хочет попросить о чём-то
сангха; 3) если его хочет попросить о чём-то Будда;
4) если окончился срок, который был предварительно
установлен медитирующим до входа в ниродху.
- состояние
ниродха-самапатти равно состоянию ниббаны
после смерти архата (XXIII, 30; 52;)
|
|
|
|
|
|