|
|
|
|
|
русский: страдательность,
неудовлетворительность, мучительность, боль, стенание,
страдание
английский:
suffering,
pain, stress, ill, unsatisfactoriness
пали: дуккха
| dukkha
1. Боль, болезненное чувство, которое может быть телесным
или умственным.
2. Вторая из трёх
характеристик существования, а также первая
благородная истина. Это понятие не ограничевается
лишь болезненным телесным ощущением или неприятным умственным
(см. 1), но также означает неудовлетворительную природу
всех составных (обусловленных) феноменов, которая является
таковой из-за их непостоянства.
Поэтому сюда же попадают и приятные ощущения. Слово
«неудовлетворительность», возможно, позволяет более
широко описать принцип страдательности.
Некоторые говорят о том, что принцип страдательности
означет полное отсутствие приятных ощущений и переживаний.
Однако, это неправильная трактовка. В Махали сутте Саньютта
Никаи Будда говорит:
«...если бы форма (далее – чувства, восприятие и
т.д.) была бы только страдательной – и из-за этой страдательности
была бы наполнена страдательностью и не наполнена [хотя
бы частично] приятностью – то существа не могли бы очаровываться
формой. Но поскольку форма также и приятна – то из-за
этой приятности форма наполнена приятностью и не наполнена
[всецело] страдательностью – существа очаровываются
формой. Очаровываясь ей, они её схватывают. Схватывая,
они загрязняют [свой ум]. В этом причина, в этом условие
загрязнений [ума] существ. Вот как существа загрязнают
[ум] благодаря причине, а не безпричинно.
...если бы форма (далее – чувства, восприятие и т.д.)
была бы только приятной – и из-за этой приятности была
бы наполнена приятностью и не наполнена [хотя бы частично]
страдательностью – то существа не могли бы отбросить
очарованность формой. Но поскольку форма также и страдательна
– то из-за этой страдательности форма наполнена страдательностью
и не наполнена [всецело] приятностью – существа разочаровываются
в форме. Через отсутствие очарованности они становятся
беспристрастными. Через беспристрастность они очищают
[свой ум]. В этом причина, в этом условие очищения [ума]
существ. Вот как существа очищают [ум] благодаря причине,
а не безпричинно».
|
|
|
|
|
|