Главная > Учение > Понятия и термины > Страдательность
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Страдание

русский: страдательность, неудовлетворительность, мучительность, боль, стенание, страдание

английский:
suffering, pain, stress, ill, unsatisfactoriness

пали:
дуккха | dukkha

1. Боль, болезненное чувство, которое может быть телесным или умственным.

2. Вторая из трёх характеристик существования, а также первая благородная истина. Это понятие не ограничевается лишь болезненным телесным ощущением или неприятным умственным (см. 1), но также означает неудовлетворительную природу всех составных (обусловленных) феноменов, которая является таковой из-за их непостоянства. Поэтому сюда же попадают и приятные ощущения. Слово «неудовлетворительность», возможно, позволяет более широко описать принцип страдательности.

Некоторые говорят о том, что принцип страдательности означет полное отсутствие приятных ощущений и переживаний. Однако, это неправильная трактовка. В Махали сутте Саньютта Никаи Будда говорит:

«...если бы форма (далее – чувства, восприятие и т.д.) была бы только страдательной – и из-за этой страдательности была бы наполнена страдательностью и не наполнена [хотя бы частично] приятностью – то существа не могли бы очаровываться формой. Но поскольку форма также и приятна – то из-за этой приятности форма наполнена приятностью и не наполнена [всецело] страдательностью – существа очаровываются формой. Очаровываясь ей, они её схватывают. Схватывая, они загрязняют [свой ум]. В этом причина, в этом условие загрязнений [ума] существ. Вот как существа загрязнают [ум] благодаря причине, а не безпричинно.

...если бы форма (далее – чувства, восприятие и т.д.) была бы только приятной – и из-за этой приятности была бы наполнена приятностью и не наполнена [хотя бы частично] страдательностью – то существа не могли бы отбросить очарованность формой. Но поскольку форма также и страдательна – то из-за этой страдательности форма наполнена страдательностью и не наполнена [всецело] приятностью – существа разочаровываются в форме. Через отсутствие очарованности они становятся беспристрастными. Через беспристрастность они очищают [свой ум]. В этом причина, в этом условие очищения [ума] существ. Вот как существа очищают [ум] благодаря причине, а не безпричинно».


 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт