Главная > Учение > Понятия и термины > Сосредоточение
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Сосредоточение

русский: сосредоточение, концентрация, самадхи, саматха

английский:
concentration, samadhi, samatha

пали:
самадхи | samādhi

Этимология слова самадхи: «сам» (собранный, вместе) «а» (по направлению) «дха» (держать). Сосредоточение означает установление и удержание ума на одном объекте.

В Маджхима Никае 44 сказано: «однонаправленность ума
(читтасса-экаггата), друг Висакха, называется сосредоточением».

Согласно Абхидхамме, сосредоточение (даже очень слабое) всегда является одной из 7 составляющих любого процесса сознания.

Правильное Сосредоточение как 8-ой фактор Благородного Восьмеричного Пути определяется как первые 4 джханы и является одним из двух аспектов буддийской медитации. В более широком смысле это сосредоточение, являющееся частью каммически умелого (кусала) сознания. Если в текстах не упоминается, правильное это сосредоточение или неправильное, то в таком случае всегда подразумевается первое.

В Комментариях сосредоточение разделяется на 3 уровня глубины:

1. Предварительное сосредоточение (парикамма-самадхи), которое наличествует в самом начале практики развития сосредоточения.
2. Сосредоточение доступа (упачара-самадхи), т.е. такое, которое уже близко к достижению джханы, т.е. полной поглощённости. Сказано, что оно наступает как только появляется дублицирующий знак (нимитта).
3. Полное сосредоточение (апанна-самадхи), т.е. такое, которое наличествует во время поглощённости, джаны.

Развитие сосредоточения приносит следующую пользу:

1. Достигается счастье первых 4 джхан.
2. Можно достичь сверхспособностей и сверхзнаний.
3. Можно ясно увидеть возникновение и исчезновение телесных и умственных процессов.
4. Через прямое знание возникновения и исчезновения телесных и умственных процессов можно навсегда искоренить загрязнения ума.

Сосредоточение является одним из 7 факторов просветления, одним из 5 духовных качеств и сил.

Сосредоточение является 3-ей ступенью Пути (помимо нравственности и мудрости) при троичном его рассмотрении.

Нужно отметить, что уже длительное время между буддийскими учителями идут споры о том, может ли практика випассаны привести к сверхмирской мудрости без должного развития сосредоточения (джхан). Те, кто считают, что это возможно, основывают свою точку зрения на Канонических Комментариях. Противники данного утверждения отмечают, что в самом Палийском Каноне эта идея выражена крайне слабо, зато очень часто делается ударение на развитии джханы для достижения сверхмирской мудрости. В МН 64 Будда отрицает, что можно уничтожить пять (или все десять) сансарных пут без джханы.


 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт