Главная > Учение > Понятия и термины > Бесформенные миры
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Бесформенные миры

русский: бесформные миры, мир без форм, бесформенные сферы

английский:
formless realms

пали:
арупа-лока | arūpa-loka

Бесформенные миры не находятся где-то в физическом пространстве, и существа их населяющие не имеют ни формы, ни какой-то дислокации в пространстве. В этих сферах рождаются те существа, которые достигли соответствующих медитативных достижений – джхан – в предыдущем своём рождении.

Согласно суттам, если ученик Благородных рождается в этих сферах, то после окончания срока жизни, он там же обретает полное освобождение от сансары.

Всего есть 4 бесформенных сферы:

1. Мир «безграничного пространства» –
акасаньянча-ятана. Единственным объектом ума существ этого мира является безграничное пространство.

2. Мир «безграничного сознания» –
винньяна-нанча-ятана. Единственным объектом ума существ этого мира является их собственное безграничное сознание.

3. Мир «отсутствия всего» –
акинчанньяйятана. Иногда также переводится как сфера (также: мир, основа, опора) «отсутствия чего бы то ни было» или сфера «ничто». Существа этого мира имеют утончённое восприятие, объектом которого является полное отсутствие чего бы то ни было, т.е. любых объектов. Отсутствие объектов и есть объект ума. Этой сферы достиг Алара Калама, первый из двух учителей Будды, которые обучали его медитации, пока он ещё не стал просветлённым. Алара Калама считал, что это медитативное состояние является полным просветлением.

4. Мир «ни-восприятия, ни не-восприятия» –
нева-саннья-на-санньятана. Это высшая точка сансары. Эти существа не испытывают отвращения к восприятию, но уже дошли до пороговой точки, когда восприятие их «не интересует». Тем не менее, нельзя сказать, что сознание у них полностью отсутствует. Достижению этой сферы учил Уддака Рамапутта (второй из учителей Будды), который думал, что это достижение является просветлением. Однако, это достижение действительно очень близко к выходу из сансары. В суттах говорится, что следующим медитативным достижением является прекращение восприятия и чувствования (ниродха-самапатти), т.е., по сути, ниббана».

В АН 10.29 Будда, говоря о высшем достижении для не-буддистов, утверждает:

«Монахи, есть некоторые жрецы и отшельники, провозглашающие высочайшее [духовное] очищение. Среди тех, кто провозглашает высочайшее очищение, вот каковое является наивысшим, а именно – с полным преодолением сферы отсутствия всего, [практикующий] входит и пребывает в сфере ни восприятия, ни не-восприятия».
 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт