Главная > Учение > Понятия и термины > Сверхспособности благородных
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Сверхспособности благородных

русский: сверхспособности благородных

английский:
noble supernormal powers

пали:
арья иддхи | ariya iddhi

Во многих суттах (например, СН 46.54) встречается такой фрагмент:


1) Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии отвратительного в не-отвратительном» – он пребывает, воспринимая отвратительное в этом.

2) Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии не-отвратительного в отвратительном» – он пребывает, воспринимая не-отвратительное в этом.

3) Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии отвратительного и в не-отвратительном и в отвратительном» – он пребывает, воспринимая отвратительное в этом.

4) Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии не-отвратительного и в не-отвратительном и в отвратительном» – он пребывает, воспринимая не-отвратительное в этом.

5) Если он пожелает: «Избегая и не-отвратительного и отвратительного, пусть я буду пребывать в невозмутимости, осознанным и бдительным» – он пребывает в этом, будучи невозмутимым, осознанным и бдительным.

Канонический Комментарий поясняет это так:

«Эта практика называется «сверхспособностью благородных» (арья-иддхи). 1) Чтобы пребывать в восприятии «не-отвратительного в отвратительном», практикующий наполняет отвратительное существо доброжелательностью (меттой), или смотрит на отвратительный объект (одушевлённый или неодушевлённый) просто как на набор безличностных элементов. 2) Чтобы пребывать в восприятии «отвратительного в не-отвратительном», практикующий наполняет чувственно привлекательного человека идеей непривлекательности тела, или же смотрит на привлекательный объект (одушевлённый или неодушевлённый) как на непостоянный. 3) 4) Эти методы задействуют применение первого и второго в отношении и отвратительных и не-отвратительных объектов, не делая различий между ними. 5) Пятый метод предполагает избегание радости и печали как реакции на шесть объектов чувств, что позволяет практикующему находиться в состоянии невозмутимости, осознанным и бдительным».

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт