| |
Так я слышал.
Когда Благословенный жил на холме Чалика, в то время преподобный Mегхия
был помощником Господина. И вот как то раз преподобный Mегхия пришел к
Благословенному и, высказав ему свое почтение, попросил: «Я бы хотел пойти в
деревню Джанду просить еду, о Преподобный».
«Делай то, что
считаешь нужным» — был ответ.
Тогда преподобный
Mегхия, взяв свою рясу, мантию и чашу, отправился в деревню. Поев и
возвращаясь обратно, он проходил мимо берега реки Кимикалы и заметил
чудесную рощу манговых деревьев. Осмотрев ее, он подумал: «Эта роща так
чудесна! Она идеально подойдет мне для практики медитации! Если
Благословенный позволит мне, я обязательно вернусь сюда
практиковать».
Вернувшись к
Татхагате преподобный Мегхия, рассказал ему о роще и попросил разрешения
отправиться туда и практиковать.
«Сейчас в
монастыре только ты и я, о Мегхия, подожди возвращения других монахов» —
ответил ему Татхагата.
«Преподобный, у
Благословенного уже нет работы которую следует закончить, у меня же есть
еще столько всего, что следует пережить и познать1! Если бы Господин разрешил мне пойти в рощу, я бы
сейчас же начал практиковать». Благословенный во второй раз попросил
преподобного Мегхию подождать, но тот, продолжая настаивать, в третий раз
обратился к Учителю с той же просьбой.
«Раз ты говоришь о
медитации, о Мегхия — сказал Благословенный — Что я могу возразить? Делай
то, что задумал».
И тогда
преподобный Мегхия, высказав почтение, оставил Господина и отправился в
манговую рощу. Когда же уважаемый Мегхия занялся там медитацией его ум не
мог успокоится из-за постоянно возникающих мыслей чувственного влечения,
гнева и жестокости2.
«Невероятно!
Очень странно! Во мне, оставившем мирскую жизнь монахе, возникают
подобные мысли?!» — удивлялся он.
Вечерело и
преподобный Мегхия отправился обратно в монастырь. Придя туда, он навестил
Благословенного и недоуменно рассказал Учителю о том, что произошло. И
тогда Благословенный сказал: «Пока ум, о Мегхия, еще не до конца утвержден в
Просветлении, монаху следует развивать пять вещей, помогающих ему в этом.
Какие пять?
* Монаху следует жить рядом с
искусным и опытным учителем, в окружении людей искренне следующих
правилам святой жизни. Если ум еще не утвердился в просветлении это будет
первой причиной для его развития.
* Так же, о Мегхия, монаху следует
быть искусным в самодисциплине, соблюдать предписания Патимоккхи, вести
правильный образ жизни и, боясь совершения малейшего греха,
придерживаться правил которые он обещал соблюдать. Если ум еще не
утвердился в просветлении это будет второй причиной для его развития.
* Так же, о Мегхия, монах должен
уметь легко и ненапряженно говорить о том, что помогает направлять ум к
абсолютному отказу от чувственного, невлечению, растворению, миру, прямому
переживанию просветления и Ниббане. К этому ведут беседы о желании
малого, об одиночестве и уединении, о приложении всех усилий, о
самоконтроле, о сосредоточении ума, о мудрости, об Освобождении и
переживании этого Освобождения. Если ум еще не утвердился в просветлении
это будет третьей причиной для его развития.
* Так же, о Мегхия, монах должен
стараться жить с энергичными усилиями направленными на избавление от
нездоровых и развитии полезных состояний ума; ему следует быть упорным,
энергичным и жадным по отношению к утверждению в добродетели. Если ум
еще не утвердился в Просветлении это будет четвертой причиной для его
развития.
* Так же, о Мегхия, монах должен
быть мудрым, имеющим правильное понимание присущее истинно
Благородным существам: о существовании страдания, причине его
возникновения, причине его растворения и пути ведущему к этому
растворению. Если ум еще не утвердился в просветлении это будет пятой
причиной для его развития.
Монах окруженный
хорошими и искусными людьми без сомнения будет самодисциплинированным
и нравственным.
В окружении
искусных друзей, дисциплинированный и нравственный, он без сомнений будет
вести беседы ведущие к невлечению и переживанию
освобождения.
В окружении
искусных друзей, дисциплинированный и нравственный, ведущий искусные
беседы, он без сомнений будет жить с усилием и энергией, направленными на
утверждении в добродетели.
В
окружении искусных друзей, дисциплинированный и нравственный,
ведущий искусные беседы, живущий с энергией и усилиями, он без
сомнений будет мудрым и утвержденным в правильном, достойным
Благородных людей, понимании.
Монаху,
утвердившемуся в этих пяти вещах, так же следует развивать в своем уме
четыре дополнительных вещи:
* размышление о
непривлекательности3 должно быть развито
для преодоления похоти;
* мысли дружелюбия следует
развивать для победы над гневом;
* внимательность к дыханию
растворяет появляющиеся мысли;
* восприятие непостоянства4 следует развивать для преодоления иллюзий о
существовании постоянного «Я».
Когда монах
наблюдает непостоянство, о Мегхия, он ясно утверждается в восприятии
отсутствия постоянного «Я». А когда он крепко утвердился в этом — он
избавляется от точки зрения «Я существую», что называется мною
переживанием Ниббаны здесь и сейчас».
Тогда, осознав
значимость этого момента, Господин сформулировал вдохновленные
гатхи:
Грубые мысли, тонкие мысли
Умственные колебания всегда сопутствуют человеку.
Не понимая их природы,
Человек постоянно мечется, управляемый собственным умом.
Но поняв природу своих мыслей,
Он прилежно и внимательно успокоит их.
Полностью Пробуждённый навсегда оставил колебания ума так привычные
каждому.
|