Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Гухаттхака сутта: Восьмёрка о пещере
Снп 4.2

 
редакция текста: 02.04.2020
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

от, кто] застрял в пещере, и укрыт кто плотно1 2,
И в замешательстве живёт кто погружённым –
Такой [живёт] далёким от уединения3,
Ведь нелегко оставить в мире чувств услады. (1)

В желании укоренён, прикован к радости существования,
И оставляет [это он] с трудом, ведь нет через других освобождения4.
Он озабочен также будущим иль прошлым,
К этим усладам чувств он льнёт, иль к тем, что были прежде5. (2)

Он, жадный до услады чувств, настроенный на них –
Скупой, и с толку сбит, укоренён в порочном.
Когда страдание приходит, он рыдает:
«Что же со мною будет после моей смерти?» (3)

А потому вот следует как здесь тренироваться:
Всё, что неправедным ты знаешь в этом мире,
То в этом отношении неправедно не действуй,
Ведь мудрый говорит: жизнь эта коротка. (4)

Я вижу, как людей в сем мире лихорадит,
Зависимых от жажды к существованиям разным;
И в пасти смерти низший люд лепечет –
Те, не без жажды кто к существованиям разным; (5)

Смотри, трепещут над всем тем, «своим» что полагают,
Как рыба в маловодье иссохшего ручья.
Это узрев, ничто «своим» ты не считай,
Не создавай привязанности к существованиям разным. (6)

К концам обоим желание устранив,
Поняв контакт и жажды не имея6,
Не делая того, за что себя винил бы,
Мудрец не запятнается тем, видит что иль слышит. (7)

Он наводнение может пересечь,
Коль восприятие полностью он понял7.
Мудрец, он обладанием не запятнан8,
Живёт прилежным, дротик извлечён,
Этого мира иль другого не желает. (8)


1 См. пояснение дост. Бодхи к этой сутте.

2 SV: Комментарий (Ниддеса) поясняет, что под “пещерой” подразумевается тело, под фразой “плотно укрыт” разные виды умственных загрязнений, а под словом “замешательство” пять нитей чувственных удовольствий.

3 SV: Комментарий (Ниддеса) рассматривает здесь слово “уединение” в трёх смыслах: телесное уединение (затворничество), умственное уединение (джханы, а также преодоления разных видов оков у арьев, что является плодами буддийского пути), уединение от обретений, то есть от совокупностей, всех загрязнений, всех волевых намерений; таким образом, как поясняет Комментарий, уединение от обретений является по сути ниббаной.

4 Комментарий: “Значение таково: “Если им нужно освободиться, то они должны сделать это своими собственными усилиями”.

5 Комментарий: “Они жаждут посредством мощной жажды этих текущих чувственных удовольствий, или прежних, даже двух видов, прошлых и будущих”.

6 Комментарий: “Оба конца, то есть два предела, контакт и происхождение контакта и так далее; устранив жажду: устранив желание и страсть; полностью поняв контакт: полностью поняв посредством трёх видов полного понимания, контакт как контакт-глаза и так далее, и всю имя-и-форму, сходящуюся с контактом, то есть, нематериальные феномены, связанные с тем [контактом] и материальные феномены, служащие как основания для соответствующих им основ, дверей, объектов”.

Бодхи: Шесть основ (ваттху), физические основы для ментальных процессов – глаз, ухо, нос, язык, тело, сердце; шесть дверей (двара) – то, через что ум получает доступ к объектам, то есть это глаз, ухо, нос, язык, тело, и дверь-ума; шесть объектов (араммана) – это формы, звуки, запахи, вкусы, тактильные объекты и умственные феномены.

SV: По поводу двух концов см. АН 6.61, где монахи предалагают варианты толкования этой загадки о двух концах и середине. Будда соглашается с ними и даёт и свой собственный вариант ответа.

7 SV: Согласно Комментарию, нужно распознать непостоянство во всевозможных видах восприятия и отбросить к нему жажду.

8 SV: Собственничество (париггаха). Для ритма стиха я здесь перевожу этот термин как «владение». По заметке дост. Бодхи этот термин может означать либо предмет в собственности, либо субъективный акт установления собственности. Будучи следствием желания, скорее всего подразумевается субъективный акт установления собственности. В АН 9.23: В зависимости от привязанности возникает собственничество. В зависимости от собственничества возникает прижимистость. В зависимости от прижимистости возникает охранение”.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.