Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Чулавийюха-сутта: Наставление с малым размещением
Снп 4.12

 
редакция текста: 02.04.2021
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

опрошающий]1:

«Укоренённые в своих воззрениях,
Умелые соперничают в разных утверждениях:
«Кто это знает, тот познал и Дхамму;
А отрицая это, ты несовершенен». (1)

Соперничая так, вступают они в споры:
«[Мой] оппонент глупец, [а также] неумелый».
Какое утверждение правдивое из этих,
Ведь каждый заявляет о том, что он умелый?» (2)

[Будда]:

«Когда не подтверждаешь доктрины оппонента,
А потому глупец, тупица и не мудрый, –
То все они глупцы, без мудрости всецело,
Ведь укоренены они в своих воззрениях. (3)

Но если же воззрением очищены они,
Умелы и умны и в мудрости чисты,
То в мудрости отсталых не найти средь них,
Ведь схоже принимают воззрения они. (4)

И я не говорю, что правда это всё,
Как в парах говорят друг другу те глупцы.
Воззрения свои правдивыми считают,
И видят потому в сопернике глупца. (5)

«Всё правильно, всё верно» – так говорят одни,
Другие говорят [им]: «Всё лживо это, ложно».
Соперничая так, вступают они в споры.
Так почему аскеты не говорят в согласии? (6)

Ведь истина одна лишь – и нет другой, второй.
Кто это понимает, не станет больше спорить.
Они же утверждают об истинах различных,
Вот почему аскеты не говорят в согласии». (7)

[Вопрошающий]:

«Зачем им утверждать об истинах различных,
Поборникам, которые считают, что умелы?
Взаправду эти истины различны и их много,
Или идут посредством рассуждения они?» (8)

[Будда]:

«Конечно же нет истин многочисленных, различных,
Помимо восприятия постоянного в сём мире.
Однако, изложив обоснование воззрений,
Они приходят к двойке «это правда» или «ложь». (9)

Благое поведение, предписания и всё,
Увидено, услышано, почувствовано что –
Зависимый от этого презрение проявляет.
И, стоя на суждении, с сарказмом говорит:
«[Мой] оппонент глупец, [а также] неумелый». (10)

Хотя он и считает, что оппонент глупец,
Себя «умелым» видит на том же основании.
Себя «умелым» видя, по собственной же воле
Другого презирает, хоть так же говорит. (11)

Раздутый крайним взглядом, упившись самомнением,
И сам себя считая [всецело] совершенным,
Он умственно себя же [тем самым] освятил,
Из-за того, что принял он так своё воззрение. (12)

Коль ты не совершенен по слову оппонента,
То в мудрости не полон тогда и оппонент.
Но коль ты мастер знания и мудрый человек,
Тогда и не найти глупца среди аскетов2. (13)

Неполным кто иное учение считает,
Тот, значит, не сумел достичь и чистоты:
Так говорят по-своему приверженцы учений,
Ведь к собственным воззрениям привязаны они. (14)

Они же утверждают: «Лишь здесь есть чистота»;
И очищения нет в учениях остальных.
Раздельно окопавшись, приверженцы учений
Отстаивают твёрдо свой собственный же путь. (15)

Отстаивая твёрдо свой собственный же путь,
Какого оппонента считал бы ты глупцом?
Тогда бы ты и сам смог сотворить вражду,
Сказав, что оппонент характером не чист. (16)

Когда в своих суждениях ты сам себе мерило,
В дальнейшие дебаты пускаешься ты в мире.
Но если ты отбросил любые все суждения,
То в этом самом мире вражды не создаёшь». (17)




1 SV: Дост. Бодхи, поясняя название сутты, пишет, что слово "вьюха" имеет следующее значение в палийском словаре: (1) Расставление или размещение войск в определённых позициях для парада или битвы (2) груда, собрание. Возможно, в названии оно подразумевает размещение сил в битве между спорщиками, приверженцами различных воззрений.

2 Комментарий: Кто-либо, основываясь на суждении, с насмешкой говорит: "Оппонент глупец, неумелый". Если последний является несовершенным по словам оппонента, поскольку он о нём говорит подобным образом, то оппонент сам схожим образом неполон в мудрости: он тоже несовершенен в мудрости по той же самой причине, ведь другой тоже называет его глупцом. Но если он сам является мастером знания и мудрым человеком, то в таком случае не найти глупца среди аскетов, ведь все они себя считают мудрыми людьми.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.