Так
я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в Восточном
Парке в особняке Мигараматы1.
В то время, в Упосатху пятнадцатого дня, в ночь полнолуния, Благословенный
сидел на открытой местности в окружении Сангхи монахов. И тогда,
окинув взором абсолютно молчаливую Сангху монахов, он обратился
к ним так:
«Монахи,
если другие спрашивают вас: «В чём цель слушания тех учений,
которые благие, благородные, освобождающие, ведущие к просветлению?»,
то вам следует ответить им так: «[Мы слушаем их] ради точного
знания вещей в порядке пар». И что можно назвать парой?
Четыре Благородные Истины
«Это – страдание, это – происхождение страдания» – таково первое
рассмотрение. «Это – прекращение страдания, это – путь, ведущий
к прекращению страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Не понимает кто страдания,
Происхождения страдания;
Не знает, где [это] страдание
Всецело без остатка исчезает;
А также и не знает кто пути,
Ведёт что к ослаблению страдания: (1)
Такой лишён освобождения ума,
А также мудростью освобождения2.
Конец [страданию] не способен положить,
Идёт он [далее] к рождению, старению. (2)
Но тот, страдание понимает кто,
А также и происхождение страдания;
[Кто знает хорошо], где [всякое] страдание
Всецело без остатка исчезает;
И тот, кто понимает путь,
Ведёт что к ослаблению страдания: (3)
Тот наделён ума освобождением,
Освобождением мудростью к тому же.
Конец [страданию] способен положить,
И не идёт он более к рождению, старению. (4)
Обретение
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено обретением3»
– таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
обретения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Страдание в многих своих формах в мире
На обретения опираясь, возникает.
Невежественный дурень, создающий обретения,
Страдание встречает вновь и вновь.
Так, понимая, не твори же обретений,
Узри источник в них, происхождение страдания. (5)
Неведение
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено неведением» – таково
первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
неведения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Тот, странствует кто вновь и вновь
В сансаре смерти и рождения,
Со становлением её таким, иным:
В неведении причина путешествия. (6)
Из-за неведения, большого заблуждения,
Скитаешься так долго до сих пор.
Но тот, кто знания чистого достиг,
Назад к существованию не вернётся. (7)
Формирователи
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено формирователями» – таково
первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
формирователей нет возникновения страдания» – таково второе
рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Страдание какое б ни возникло,
Формирователями обусловлено оно.
С формирователей исчезновением
Нет [более] происхождения страданий. (8)
Когда опасность эту [смог] понять ты:
«Формирователи влияют на страдание»,
За счёт успокоения всех оных,
И с остановкой восприятий [всех],
Уничтожение страдания происходит,
Когда познал ты всё, как оно есть. (9)
И видя правильно, владыки знания,
Те мудрые, кто это правильно познал,
Преодолели привязь, [созданную] Марой,
Назад к существованию не вернутся. (10)
Сознание
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено сознанием» – таково
первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
сознания нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Страдание какое б ни возникло,
Сознанием обусловлено оно.
И с [полным] прекращением сознания
Происхождения страданий больше нет. (11)
Когда опасность эту [смог] понять он:
«Страдание обусловлено сознанием»,
За счёт успокоения сознания
Монах без жажды [смог] достичь ниббаны. (12)
Контакт
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено контактом» – таково
первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
контакта нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Тот, поражён контактом кто,
Течёт в потоке он существования,
Вступил на отклонённый путь:
И он далёк от пут уничтожения. (13)
Но тот, кто, полностью поняв контакт,
Кто, это зная, наслаждается покоем,
Пробиться [смог] через контакт,
Без жажды, полностью угас. (14)
Чувство
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено чувством» – таково первое
рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением чувства
нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Приятно иль болезненно оно,
Или же [просто лишь] нейтрально4,
Что бы ни чувствовалось здесь,
Как внутренне, так и снаружи, (15)
Познав: «Оно является страданием,
[Ведь] распадается, природы ложной»,
Коснувшись [чувств], коснувшись [снова],
И видя их исчезновение – ты понимаешь их вот так.
Монах, через уничтожение чувств,
Без жажды полностью угас. (16)
Жажда
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено жаждой» – таково первое
рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением жажды
нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Ты с компаньоном-жаждой
Скитание длительное совершаешь,
И из сансары не выходишь,
Со становлением её такой, иной. (17)
[В жажде] познав опасность эту:
«Жажда – источник [всех] страданий»,
Монах осознанным должен [везде] ходить,
Без жажды, не имеющий цепляний. (18)
Цепляние
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено цеплянием» – таково
первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
цепляния нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Существование обусловлено цеплянием.
Страдание переносит существо.
Тот, кто родился – ожидает смерти.
Вот каково происхождение страданий. (19)
А потому, всё правильно поняв,
Уничтожение рождения зная напрямую,
С уничтожением цепляния мудрый
К существованию назад не возвратится. (20)
Побуждение
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено побуждением5»
– таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
побуждения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Какое бы страдание ни возникало,
Всё побуждением обусловлено оно.
И с прекращением побуждения
Нет и происхождения страдания. (21)
Познав опасность эту [в побуждении]:
«От побуждения страдание зависит»,
Оставив всяческое побуждение,
Освобождён в не-побуждении ты. (22)
Монах же с успокоенным умом,
Жажду отрезавший к существованию,
Закончил по рождениям скитаться –
Нет нового существования для него. (23)
Питание
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено питанием6»
– таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
питания нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Какое бы страдание ни возникало,
Питанием обусловлено оно.
С питания [полным] прекращением
Нет и происхождения страдания. (24)
[В питании] познав эту опасность:
«Страдание обусловлено питанием»,
Поняв всецело всякое питание,
К питанию не будешь ты привязан. (25)
Здоровья
состояние7 правильно поняв,
С полным уничтожением [всех] притоков8,
С осмысленным использованием9,
прочный [в этой] Дхамме,
Владыка знания обозначен быть не может10.
(26)
Волнение
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено волнением11»
– таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
волнения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Какое бы страдание ни возникало,
Волнением обусловлено оно.
С волнения [полным] прекращением
Нет и происхождения страдания. (27)
[В волнении] познав эту опасность:
«Страдание обусловлено волнением»,
И таким образом порыв12 оставив,
Формирователи остановив,
Порыва и цепляния не имея,
Монах осознанным должен ходить. (28)
Зависимость
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Для того,
кто зависим, имеет место трепетание13»
– таково первое рассмотрение. «Для того, кто не зависим, нет
трепетания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Кто независим – не трепещет,
А кто зависим и цепляется [к вещам],
Сансару преступить не может
Со становлением её такой, иной. (29)
И об опасности узнав об этой:
«В зависимостях кроется угроза»,
Монах, что независим, без цепляния,
Осознанным скитаться [всюду] должен. (30)
Форма и бесформенность
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Бесформенные
состояния куда более умиротворённы, чем состояния с формой»
– таково первое рассмотрение. «Прекращение куда более умиротворённо,
чем бесформенные состояния14»
– таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Те существа, стремятся кои к форме,
И те, в бесформенности пребывает кто,
Не понимают прекращения [всех формаций],
И возвращаются опять к существованию. (31)
Но те, кто формы полностью постиг,
В бесформенном себя не утверждая,
[Смогли] освободиться в прекращении:
Покинули такие люди смерть. (32)
Истина и ложь
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «В этом мире,
монахи, с его дэвами, Марой, Брахмой, среди этого поколения
с его жрецами и отшельниками, богами и людьми, то, что считается
таковым: «Это – истина», Благородные хорошо увидели это правильной
мудростью так: «Это – ложь» – таково первое рассмотрение. «В
этом мире… считается таковым: «Это – ложь», Благородные хорошо
увидели это правильной мудростью так: «Это – истина» – таково
второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Узри же мир с его богами,
Что измышляет «я» в «не-я».
И утверждённый в имени-и-форме,
Все измышляют: «Истина же это». (33)
Но каким образом они б ни измышляли,
Иначе [ведь в итоге] всё выходит.
Воистину, вот в этом ложность [мира],
У преходящего ведь ложная природа. (34)
Ниббана ложной же природы не имеет
И Благородный знает: «Это правда».
За счёт того, что к истине пробился,
Он, кто без жажды, полностью угас. (35)
Счастье и страдание
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «В этом мире,
монахи, с его дэвами, Марой, Брахмой, среди этого поколения
с его жрецами и отшельниками, богами и людьми, то, что считается
таковым: «Это – счастье», Благородные хорошо увидели это правильной
мудростью так: «Это – страдание» – таково первое рассмотрение.
"В этом мире… считается таковым: «Это – страдание», Благородные
хорошо увидели это правильной мудростью так: «Это – счастье»
– таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель,
далее добавил:
«Формы и звуки, запахи и вкусы,
Прикосновения и феномены ума –
Желанны, восхитительны, приятны,
Покуда говорят: «Вот ведь они». (36)
Счастьем считается всё это
В мире со всеми его божествами,
Но как наступит этому конец,
Так говорят тогда – «страдание». (37)
А счастье Благородных –
В прекращении личности.
Это [прозрение] ясно видящих
Идёт в разрез, перечит всему миру. (38)
О чём одни говорят как о счастье,
В том Благородный видит лишь страдание.
А что им видится страданием,
То Благородный знает как блаженство.
Смотри, как трудно эту Дхамму осознать –
Ведь здесь глупцы все сбиты с толку. (39)
Для тех, чей ум закрыт – Дхамма мрачна:
Сплошная тьма для тех, кто видеть не способен.
Но человеку чистому она раскрыта,
Она как будто свет для тех, кто видит.
Тупицы в Дхамме неумелые,
Её не понимают, даже с ней рядом находясь. (40)
Непросто Дхамму осознать
Охваченному жаждой к бытию,
Тому, кто погружён в поток существования,
Увязнув в царстве Мары глубоко. (41)
Так кто ж ещё помимо Благородных
Понять способен это состояние?
И праведно познав его,
Лишённый загрязнений [смог] достичь ниббаны»15.
(42)
Так сказал Благословенный. Довольные, монахи возрадовались словам
Благословенного. И по мере того как произносилось это наставление,
умы шестидесяти монахов освободились от притоков [умственных
загрязнений] посредством не-цепляния.
|