Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Нава сутта: Лодка
Снп 2.8

 
редакция текста: 17.04.2018
Перевод с английского: SV
источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

Чтить должен человек того1,
Кто его Дхамме мог бы научить,
Как почитают Индру божества.
И чтимым будучи, учёный тот,
Довольный им, [ему] раскроет Дхамму. (1)

Внимание уделив и выслушав её,
В согласии с Дхаммой практикуя,
Мудрый прилежно следует такому2, становится
Понятливым, смышлёным, остроумным. (2)

Но если обратится к недалёкому глупцу,
Тому, кто полон зависти и цели не достиг,
То Дхаммы [для себя] он там не разглядит,
И встретит смерть, в сомнении утопая3. (3)

Как если б в реку человек вошёл –
В поток бурлящий со стремительным течением:
И сбитым будучи [водой], плывя в реке,
Как может он помочь другим [ту реку] перейти? (4)

И точно также, не увидев Дхаммы,
Её значения у учёных не узнав,
Не понимая её сам, в сомнениях пребывая,
Как может сделать он, чтобы другой её понял? (5)

Но словно тот, кто в лодку сел,
В которой есть весло и руль –
Умелый, вдумчивый, и тот, кто знает способ –
Смог таким образом перевезти других, (6)

Так и владелец знания, развил кто сам себя,
Учёный кто, в характере [своём] устойчив4,
Сам её зная, к её познанию может привести других –
Тех, у кого внимательное ухо в качестве поддержки5. (7)

Так, нужно следовать [лишь] за хорошим человеком,
Тем, кто умён, и тем, кто много знает.
Поняв значение, практикуя с оным,
Понявший Дхамму может обрести блаженство. (8)



1 См. пояснение к сутте от Дост. Бодхи.

2 Дост. Бодхи поясняет, что речь идёт о мудром ученике, который следует за таким знающим Дхамму учителем.

3 Комментарий поясняет, что когда наступит момент смерти, он всё ещё будет пребывать в сомнениях в отношении учения, так и не преодолев этого сомнения.

4 Комментарий поясняет, что устойчивый характер означает неподверженность 8 мирским ситуациям (см. АН 8.6).

5 В Катхаваттху сутте АН 3.67 сказано: "Тот, кто не склоняет ухо, у того нет поддерживающего условия; тот, кто склоняет ухо, у того есть поддерживающее условие. Тот, у кого есть поддерживающее условие, напрямую знает одну вещь, полностью понимает одну вещь, оставляет одну вещь, и осуществляет одну вещь". (Прим. переводчика: Судя по объяснению в СН 56.11, речь здесь идёт о том, что тот, кто внимательно слушает Дхамму, постигает Четыре Благородные Истины).


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.