Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Сома-сутта: Сома
СН 5.2

 
редакция перевода: 21.03.2024
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 222"

В Саваттхи. И тогда, утром, монахиня Сома оделась, взяла чашу и внешнее одеяние и вошла в Саваттхи собирать подаяния. Походив по Саваттхи в поисках подаяний, вернувшись с хождения за подаяниями, после принятия пищи она отправилась в рощу Слепых, чтобы провести там остаток дня. Войдя в рощу Слепых, она села у подножья дерева, чтобы провести здесь остаток дня.
И тогда Злой Мара, желая породить страх, трепетание и ужас в монахине Соме, желая нарушить её сосредоточение, подошёл к ней и обратился к ней следующей строфой:

«То состояние, что сложно обрести,
Которого достигнуть следует провидцу,
Его не может женщина достичь —
Мудрость её равняется двум пальцам»1.

И тогда мысль пришла к монахине Соме: «Кто же произнёс эту строфу – человек или нечеловеческое существо?» И мысль пришла к ней: «Это Злой Мара произнёс эту строфу, желая породить страх, трепетание и ужас во мне, желая нарушить моё сосредоточение». И тогда монахиня Сома, осознав: «Это Злой Мара», ответила ему строфами:

«На что влияет женскость,
Коль ум сосредоточен,
И знание поступает
Когда ты видишь Дхамму?

К кому приходит эта мысль:
„Я женщина“, „Мужчина я“,
„Такой-то я, сякой“ —
К тому и Мара может обращаться».

И тогда Злой Мара, осознав: «Монахиня Сома знает меня», расстроенный и опечаленный, тут же исчез.




1 SV: Комментарий поясняет, что речь идёт о слабой мудрости,
дословно «мудрость двух пальцев» (двангула-панняя). Так сказано, поскольку женщины держат клубок ниток двумя пальцами, когда отрезают нитку. Подкомментарий, однако, объясняет иначе: «С возраста семи лет они проверяют, приготовлен ли рис, беря из горшка зёрна риса и зажимая их между двумя пальцами. Поэтому [Марой] сказано, что у них „мудрость двух пальцев“».


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.