[Благословенный
сказал]: «Монахи, существует ад под названием Великое Пламя. Любые
формы, видимые там глазом, нежеланны и никогда не бывают желанными;
некрасивы и никогда не бывают красивыми; неприятны и никогда не
бывают приятными. Любые звуки, слышимые [там] ухом… любые запахи,
обоняемые носом… любые вкусы, воспринимаемые языком… любые ощущения,
воспринимаемые телом… любые ментальные феномены, познаваемые [там]
умом, нежеланны и никогда не бывают желанными; некрасивы и никогда
не бывают красивыми; неприятны и никогда не бывают приятными».
Когда так
было сказано, один монах обратился к Благословенному: «Это пламя,
Учитель, в самом деле, ужасно. Это пламя действительно ужасно.
Но существует ли, Учитель, какое-либо иное пламя, более ужасное
и пугающее, нежели это?»
«Существует,
монах».
«И что же
это, Учитель, за пламя, ещё более ужасное и пугающее, нежели
это?»
«Те
жрецы и отшельники, монах, которые не понимают в соответствии
с действительностью: «Это – страдание»… «Это – путь, ведущий
к прекращению страдания» – восхищаются [волевыми] формирователями,
что ведут к рождению, [волевыми] формирователями, что ведут
к старению, [волевыми] формирователями, что ведут к смерти,
[волевыми] формирователями, что ведут к печали, стенанию, боли,
горю и отчаянию. Восхищаясь такими [волевыми] формирователями,
они порождают [волевые] формирователи, что ведут к рождению,
порождают [волевые] формирователи, что ведут к старению… смерти…
к печали, стенанию, боли, горю и отчаянию. Породив такие [волевые]
формирователи, они горят в пламени рождения, горят в пламени
старения, горят в пламени смерти, горят в пламени печали, стенания,
боли, горя и отчаяния. Они не освобождены от рождения, старения
и смерти; не освобождены от печали, стенания, боли, горя и отчаяния;
не освобождены от страдания, я говорю тебе.
Но,
монах, те жрецы и отшельники, которые понимают в соответствии
с действительностью: «Это – страдание… путь, ведущий к прекращению
страдания» – они не восхищаются ни [волевыми] формирователями,
которые ведут к рождению, ни [волевыми] формирователями, которые
ведут к старению… смерти… печали, стенанию, боли, горю и отчаянию.
Не восхищаясь… они не порождают [волевые] формирователи, что
ведут к рождению… старению… смерти… печали, стенанию, боли,
горю и отчаянию. Не породив таких [волевых] формирователей,
они не горят в пламени рождения… старения… смерти… печали, стенания,
боли, горя и отчаяния. Они освобождены от рождения, старения
и смерти…. печали, стенания, боли, горя и отчаяния… от страдания,
я говорю тебе.
Таким
образом, монахи, следует прилагать усилие, чтобы понять: «Это
– страдание». Следует прилагать усилие, чтобы понять: «Это –
источник страдания». Следует прилагать усилие, чтобы понять:
«Это – прекращение страдания». Следует прилагать усилие, чтобы
понять: «Это – путь, ведущий к прекращению страдания».
|