Однажды
Благословенный пребывал в Раджагахе в Бамбуковой Роще в Беличьем
Святилище. И в то время мирянин Дигхаву был нездоров, поражён
болезнью, серьёзно болен. Тогда мирянин Дигхаву обратился к отцу,
домохозяину Джотике: «Ну же, домохозяин, пойди к Благословенному,
поклонись ему в ноги от моего имени и скажи: «Господин, мирянин
Дигхаву нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. Он выражает
почтение Благословенному, кланяясь в ноги Благословенному». И
затем скажи: «Было бы хорошо, Господин, если бы Благословенный
из сострадания пришёл бы домой к мирянину Дигхаву».
«Конечно,
дорогой» – ответил домохозяин Джотика. Он отправился к Благословенному,
поклонился ему и сел рядом, а затем донёс послание. Благословенный
молча согласился.
И затем
Благословенный, одевшись, взяв чашу и верхнее одеяние, отправился
домой к мирянину Дигхаву. Там он сел на приготовленное для него
сиденье и сказал мирянину Дигхаву: «Я надеюсь, ты поправляешься,
Дигхаву, я надеюсь, тебе становится лучше. Я надеюсь, твои болезненные
ощущения спадают, а не возрастают, и что можно увидеть их спад,
а не увеличение».
«Господин,
я не поправляюсь, мне не становится лучше. Сильные болезненные
ощущения возрастают во мне, а не спадают, и можно увидеть их
увеличение, а не спад».
«Тогда,
Дигхаву, ты должен тренировать себя так: «Я буду тем, кто наделён
подтверждённой верой в Будду: «В самом деле Благословенный –
достойный, истинно самопробуждённый, совершенный в знании и
поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель
тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый,
благословенный».
Я буду тем,
кто наделён подтверждённой верой в Дхамму: «Дхамма превосходно
разъяснена Благословенным, видимая здесь и сейчас, не зависящая
от времени, приглашающая пойти и увидеть, ведущая к цели, познаваемая
мудрыми самостоятельно».
Я
буду тем, кто наделён подтверждённой верой в Сангху: «Сангха
учеников Благословенного, идущих по хорошему пути, идущих по
прямому пути, идущих по верному пути, идущих по совершенному
пути, другими словами четыре пары или восемь типов личностей
– это Сангха учеников Благословенного: достойная даров, достойная
гостеприимства, достойная подношений, достойная уважения, непревзойдённое поле заслуг для мира».
Я
буду тем, кто наделён нравственными качествами, которые дороги
Благородным: прочными, цельными, незапятнанными, освобождающими,
восхваляемыми мудрецами, яркими, ведущими к сосредоточению».
Вот так
тебе следует тренировать себя».
«Господин,
что касается этих четырёх факторов вступления в поток, которым
научил Благословенный, то все они наличествуют во мне, и я живу
в следовании им. Ведь я, Господин, наделён подтверждённой верой
в Будду… Дхамму… Сангху… Я наделён нравственными качествами…
ведущими к сосредоточению».
«Тогда,
Дигхаву, будучи утверждённым в этих четырёх факторах вступления
в поток, далее тебе следует развивать шесть вещей, что имеют
отношение к истинному знанию. Дигхаву,
* пребывай
в созерцании непостоянства во всех формациях,
* воспринимай
страдание во всём, что непостоянно,
* воспринимай
безличностность во всём, что страдательно,
* воспринимай
отпускание,
* воспринимай
угасание,
* воспринимай
прекращение.
Вот так ты должен тренировать себя».
«Господин,
что касается этих шести вещей, что имеют отношение к истинному
знанию, которым научил Благословенный, то все они наличествуют
во мне, и я живу в следовании им. Ведь я, Господин, пребываю
в созерцании непостоянства во всех формациях; воспринимаю страдание
во всём, что непостоянно; воспринимаю безличностность во всём, что
страдательно; воспринимаю отпускание; воспринимаю угасание;
воспринимаю прекращение. Однако, Господин, мысль приходит ко
мне: «После того, как я умру, пусть этот домохозяин Джотика
не впадает в страдание».
«Не нужно
волноваться об этом, дорогой Дигхаву. Ну же, дорогой Дигхаву,
слушай внимательно, что говорит тебе Благословенный».
И
тогда Благословенный, дав это наставление мирянину Дигхаву,
встал со своего сиденья и ушёл. И вскоре после того как Благословенный
ушёл, мирянин Дигхаву скончался.
И тогда
группа монахов подошла к Благословенному, они поклонись ему,
и сели рядом. Затем они спросили Благословенного: «Учитель,
тот мирянин, по имени Дигхаву, которому Благословенный дал краткое
наставление, скончался. Какова его участь, каков его будущий
удел?»
«Монахи,
мирянин Дигхаву был мудр. Он практиковал в соответствии с Дхаммой
и не беспокоил меня [чрезмерными вопросами] о Дхамме. Монахи,
с полным уничтожением пяти нижних оков мирянин Дигхаву стал
тем, кто обрёл спонтанное рождение [в мире Чистых Обителей],
и там достигнет ниббаны, никогда [более] не возвращаясь из того
мира [обратно в этот мир]».
|