В
Саваттхи. И в то время домохозяин Анатхапиндика был нездоров,
поражён болезнью, серьёзно болен. И тогда домохозяин Анатхапиндика
обратился к некоему человеку так: «Ну же, почтенный, пойди к Достопочтенному
Ананде, поклонись ему в ноги от моего имени и скажи: «Достопочтенный,
домохозяин Анатхапиндика нездоров, поражён болезнью, серьёзно
болен. Он выражает почтение Достопочтенному Ананде, кланяясь ему
в ноги». И затем скажи: «Было бы хорошо, Достопочтенный, если
бы Достопочтенный Ананда из сострадания пришёл бы домой к домохозяину
Анатхапиндике».
«Конечно,
господин» – ответил человек и отправился к Достопочтенному Ананде,
поклонился ему и сел рядом, а затем донёс послание. Достопочтенный
Ананда молча согласился.
И
затем, утром, Достопочтенный Ананда, одевшись, взяв чашу и верхнее
одеяние, отправился домой к домохозяину Анатхапиндике. Там он
сел на подготовленное для него сиденье и сказал домохозяину
Анатхапиндике: «Я надеюсь, ты поправляешься, домохозяин, я надеюсь,
тебе становится лучше. Я надеюсь, твои болезненные ощущения
спадают, а не возрастают, и что можно увидеть их спад, а не
увеличение».
«Достопочтенный,
я не поправляюсь, мне не становится лучше. Сильные болезненные
ощущения возрастают во мне, а не спадают, и можно увидеть их
увеличение, а не спад».
«Домохозяин,
у необученного заурядного человека, который наделён этими четырьмя
вещами, имеется ужас, трепет, и страх перед неминуемой смертью1.
Какими четырьмя?
Вот,
домохозяин, необученный заурядный человек наделён недоверием
к Будде, и когда он рассматривает в себе это недоверие к Будде,
то возникает ужас, трепет, и страх перед неминуемой смертью.
Далее,
домохозяин, необученный заурядный человек наделён недоверием
к Дхамме, и когда он рассматривает в себе это недоверие к Дхамме,
то возникает ужас, трепет, и страх перед неминуемой смертью.
Далее,
домохозяин, необученный заурядный человек наделён недоверием
к Сангхе, и когда он рассматривает в себе это недоверие к Сангхе,
то возникает ужас, трепет, и страх перед неминуемой смертью.
Далее,
домохозяин, необученный заурядный человек безнравственен, и
когда он рассматривает в себе эту безнравственность, то возникает
ужас, трепет, и страх перед неминуемой смертью.
У
необученного заурядного человека, который наделён этими четырьмя
вещами, имеется ужас, трепет, и страх перед неминуемой смертью.
Домохозяин,
у ученика Благородных, наделённого этими четырьмя вещами, не
возникает ужаса, трепета, и страха перед неминуемой смертью.
Какими четырьмя?
1)
Вот, домохозяин, ученик Благородных наделён подтверждённой верой
в Будду: «В самом деле Благословенный – достойный, истинно самопробуждённый,
совершенный в знании и поведении, достигший блага, знаток мира,
непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов
и людей, пробуждённый, благословенный». Когда он рассматривает
в себе эту подтверждённую веру в Будду, то у него не возникает
ужаса, трепета, и страха перед неминуемой смертью.
2)
Далее, домохозяин, ученик Благородных наделён подтверждённой
верой в Дхамму: «Дхамма превосходно разъяснена Благословенным,
видимая здесь и сейчас, не зависящая от времени, приглашающая
пойти и увидеть, ведущая к цели, познаваемая мудрыми самостоятельно».
Когда он рассматривает в себе эту подтверждённую веру в Дхамму,
то у него не возникает ужаса, трепета, и страха перед неминуемой
смертью.
3)
Далее, домохозяин, ученик Благородных наделён подтверждённой
верой в Сангху: «Сангха учеников Благословенного, идущих по
хорошему пути, идущих по прямому пути, идущих по верному пути,
идущих по совершенному пути, другими словами, четыре пары или
восемь типов личностей – это Сангха учеников Благословенного:
достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений,
достойная уважения, непревзойдённое поле заслуг для мира». Когда
он рассматривает в себе эту подтверждённую веру в Сангху, то
у него не возникает ужаса, трепета, и страха перед неминуемой
смертью.
4)
Далее, домохозяин, ученик Благородных наделён нравственными
качествами, которые дороги Благородным: прочными, цельными,
незапятнанными, освобождающими, восхваляемыми мудрецами, яркими,
ведущими к сосредоточению. Когда он рассматривает в себе эти
нравственные качества, которые дороги Благородным, то у него
не возникает ужаса, трепета, и страха перед неминуемой смертью.
У
ученика Благородных, наделённого этими четырьмя вещами, не возникает
ужаса, трепета, и страха перед неминуемой смертью».
«Я
не боюсь, Господин Ананда. С чего бы мне бояться? Ведь я, Господин,
наделён подтверждённой верой в Будду… Дхамму… Сангху. А что
касается тех правил тренировки для мирян, которым учил Благословенный
– то я не вижу в себе такого, чтобы какое-либо из них было бы
нарушено».
«Какое
благо для тебя, домохозяин! Какое великое благо для тебя, домохозяин!
Ты, домохозяин, провозгласил плод вступления в поток».
|