Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Патхама виттхара сутта: Подробно (I)
СН 48.15

 
редакция перевода: 12.11.2011
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1674"

лагословенный сказал]: «Монахи, есть эти пять качеств. Какие пять?

качество веры
,
* качество усердия,
* качество осознанности,
* качество сосредоточения,
* качество мудрости.

Тот, кто развил и довёл до совершенства эти пять качеств – тот арахант. Если они слабее, чем этот [уровень], то он тот, кто достигает ниббаны в промежутке. Если ещё слабее – то он тот, кто достигает ниббаны по приземлении. Если ещё слабее – то он тот, кто достигает ниббаны без усилия. Если ещё слабее – то он тот, кто достигает ниббаны с усилием. Если ещё слабее – то он тот, кто направляется вверх, к [высшему] миру [Чистых Обителей] Аканиттха1. Если ещё слабее, то он – однажды-возвращающийся. Если ещё слабее, то он – вступивший в поток. Если ещё слабее, то он – идущий-за-счёт-Дхаммы. Если ещё слабее, то он – идущий-за-счёт-веры»
.


1 Согласно Комментарию, слово "антара-париниббайи" (достигающий ниббаны в промежутке) означает того, кто родился в мире Чистых Обителей и достиг арахантства в первой половине своего срока жизни там. Этот вид подразделяется на три подвида: 1) достигающий ниббаны в тот же самый день перерождения 2) после 100 или 200 прошедших капп 3) после 400 прошедших капп. "Упахачча-париниббайи" (достигающий ниббаны по приземлении) объясняется как тот, кто достигает арахантства после прошествия первой половины срока жизни в Чистых Обителях. Далее Комментарий трактует следующие два вида не-возвращающихся ("достигающий без усилия", "достигающий с усилием") как два варианта того, каким образом ниббаны достигают первые два вида не-возвращающихся. Однако, такая трактовка не только искажает дословное значение наименований не-возвращающихся, но также и нарушает последовательную и взаимоисключающую природу этих 5 видов не-возвращающихся, которая прослеживается и в иных суттах Канона.

Если понимать термин "антара-париниббайи" дословно, как, видимо, и следует делать, то это будет означать того, кто достигает ниббаны в промежутке между двумя жизнями, вероятно, существуя в промежуточном состоянии с утончённым телом. Тогда "достигающий ниббаны по приземлении" будет тем, кто достигает ниббаны тут же, в момент самого рождения в Чистых Обителях. Следующие два термина обозначают два вида не-возвращающихся, которые достигают арахантства по мере срока их жизни в Чистых Обителях, в зависимости от количества усилий, которое им требуется приложить, чтобы достичь цели. Последний вид ("идущий вверх к миру Аканиттха") – это тот не-возвращающийся, который последовательно перерождается во всех мирах Чистых Обителей, полностью исчерпывая срок жизни в каждом из них, пока, в конечном счёте, не достигает арахантства в самом высшем мире Чистых Обителей – Аканиттха.

Такое толкование, которое было распространено среди нескольких не-тхеравадинских школ раннего буддизма, похоже, подтверждается Пурисагати суттой (АН 7.55), в которой приводится пример с искрой. Здесь семь видов не-возвращающихся (включая три вида "достигающих ниббаны в промежутке") являются взаимоисключающими и идут по порядку в сутте, в соответствии с градацией развитости их качеств. Кроме того, ещё одним подтверждением данной трактовки является АН 4.131, которая объясняет "достигающего ниббаны в промежутке" как того, кто отбросил оковы перерождения (упапатти-саньйоджана), но ещё не отбросил оковы существования (бхава-саньйоджана). Хотя тхеравадины спорили против такой интерпретации "антара-париниббайи", всё же, свидетельства из сутт убедительно говорят в пользу именно такой трактовки.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.