↑
|
1 |
Согласно
Комментарию, слово "антара-париниббайи" (достигающий
ниббаны в промежутке) означает того, кто родился в мире Чистых
Обителей и достиг арахантства в первой половине своего срока жизни
там. Этот вид подразделяется на три подвида: 1) достигающий ниббаны
в тот же самый день перерождения 2) после 100 или 200 прошедших
капп 3) после 400 прошедших капп. "Упахачча-париниббайи"
(достигающий ниббаны по приземлении) объясняется как тот, кто
достигает арахантства после прошествия первой половины срока жизни
в Чистых Обителях. Далее Комментарий трактует следующие два вида
не-возвращающихся ("достигающий без усилия", "достигающий
с усилием") как два варианта того, каким образом ниббаны
достигают первые два вида не-возвращающихся. Однако, такая трактовка
не только искажает дословное значение наименований не-возвращающихся,
но также и нарушает последовательную и взаимоисключающую природу
этих 5 видов не-возвращающихся, которая прослеживается и в иных
суттах Канона.
Если
понимать термин "антара-париниббайи" дословно, как,
видимо, и следует делать, то это будет означать того, кто достигает
ниббаны в промежутке между двумя жизнями, вероятно, существуя
в промежуточном состоянии с утончённым телом. Тогда "достигающий
ниббаны по приземлении" будет тем, кто достигает ниббаны
тут же, в момент самого рождения в Чистых Обителях. Следующие
два термина обозначают два вида не-возвращающихся, которые достигают
арахантства по мере срока их жизни в Чистых Обителях, в зависимости
от количества усилий, которое им требуется приложить, чтобы
достичь цели. Последний вид ("идущий вверх к миру Аканиттха")
– это тот не-возвращающийся, который последовательно перерождается
во всех мирах Чистых Обителей, полностью исчерпывая срок жизни
в каждом из них, пока, в конечном счёте, не достигает арахантства
в самом высшем мире Чистых Обителей – Аканиттха.
Такое
толкование, которое было распространено среди нескольких не-тхеравадинских
школ раннего буддизма, похоже, подтверждается Пурисагати суттой
(АН 7.55), в которой приводится пример с искрой. Здесь семь
видов не-возвращающихся (включая три вида "достигающих
ниббаны в промежутке") являются взаимоисключающими и идут
по порядку в сутте, в соответствии с градацией развитости их
качеств. Кроме того, ещё одним подтверждением данной трактовки
является АН 4.131, которая объясняет "достигающего ниббаны
в промежутке" как того, кто отбросил оковы перерождения
(упапатти-саньйоджана), но ещё не отбросил оковы существования
(бхава-саньйоджана). Хотя тхеравадины спорили против такой интерпретации
"антара-париниббайи", всё же, свидетельства из сутт
убедительно говорят в пользу именно такой трактовки.
|