[Благословенный
сказал]: «Монахи, в Гималаях, царе всех гор, есть неровные и труднопроходимые
места, куда не могут добраться ни обезьяны, ни люди; есть неровные
и труднопроходимые места, куда могут добраться обезьяны, но не
люди; есть ровные и восхитительные места, куда могут добраться
и обезьяны и люди. И там, вдоль путей, по которым ходят обезьяны,
охотник ставит смоляную ловушку, чтобы ловить обезьян.
Те обезьяны,
которые не глупы и не легкомысленны, увидев смолу, держатся
от неё подальше. Но глупая и легкомысленная обезьяна подходит
к смоле, хватает её своей рукой и тут же оказывается пойманной.
Думая: «Я освобожу свою руку», она хватает её другой рукой и
тут же оказывается пойманной. Думая: «Я освобожу обе руки»,
она хватает её ногой и тут же оказывается пойманной. Думая:
«Я освобожу обе руки и ногу», она хватает её другой ногой и
тут же оказывается пойманной. Думая: «Я освобожу и руки и ноги»,
она тычет туда своей мордой и тут же оказывается пойманной.
Так,
монахи, эта обезьяна, пойманная в пяти местах, лежит там и визжит.
Она повстречала свою беду и несчастье, и охотник может делать
с ней что пожелает. Охотник пронзает её, укрепляя на той же
самой доске [с ловушкой] и идёт куда захочет. Вот так оно, монахи,
когда кто-либо выходит за пределы своего обиталища и попадает
в чужие владения.
Поэтому,
монахи, не выходите за пределы своего обиталища в чужие владения.
Мара схватит того, кто вышел за пределы своего обиталища в чужие
владения. Мара сможет схватить его.
И что не
является обиталищем монаха, но является чужими владениями? Это
пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять?
* Формы, воспринимаемые глазом – милые, приятные,
чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные.
*
Звуки, воспринимаемые ухом…
* Запахи,
воспринимаемые носом…
* Вкусы, воспринимаемые языком…
* Тактильные
ощущения, воспринимаемые телом – милые, приятные, чарующие,
привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные.
Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Это то, что не
является обиталищем монаха, но является чужими владениями.
Отправляйтесь,
монахи, в свои собственные родные владения. Мара не схватит
того, кто ушёл в своё собственное обиталище, в свои родные владения.
Мара не сможет схватить его.
И что является
обиталищем монаха, его родными владениями? Это четыре основы
осознанности. Какие четыре?
Вот, монахи,
монах пребывает в созерцании тела в теле, будучи старательным,
бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Он пребывает в созерцании чувств в чувствах… ума в уме…
феноменов в феноменах, будучи старательным, бдительным, осознанным,
устранив влечение и недовольство к миру.
Таково,
монахи, обиталище монаха, его родные владения».
|