Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Ахара сутта: Питание
СН 46.51

 
редакция перевода: 15.10.2012
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1597"

В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, я научу вас питанию и голоданию в отношении пяти помех и семи факторов просветления. Слушайте.

Пища для пяти помех

1) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшего чувственного желания и для увеличения и разрастания возникшего чувственного желания?
Существует, монахи, образ красивого. Частое направление немудрого внимания на этот [образ] является питанием для возникновения невозникшего чувственного желания и для увеличения и разрастания возникшего чувственного желания.
2) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшей недоброжелательности и для увеличения и разрастания возникшей недоброжелательности? Существует, монахи, образ отвратительного. Частое направление немудрого внимания на этот [образ] является питанием для возникновения невозникшей недоброжелательности и для увеличения и разрастания возникшей недоброжелательности.
3) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшей лени и апатии и для увеличения и разрастания возникшей лени и апатии? Существуют, монахи, недовольство, вялость, ленивые потягивания, сонливость после принятия пищи, апатичность ума. Частое направление немудрого внимания на них является питанием для возникновения невозникшей лени и апатии и для увеличения и разрастания возникшей лени и апатии.
4) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшей неугомонности и сожаления и для увеличения и разрастания возникшей неугомонности и сожаления? Существует, монахи, беспокойность ума. Частое направление немудрого внимания на неё является питанием для возникновения невозникшей неугомонности и сожаления и для увеличения и разрастания возникшей неугомонности и сожаления.
5) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшего сомнения и для увеличения и разрастания возникшего сомнения? Существуют, монахи, вещи, на основе которых возникает сомнение. Частое направление немудрого внимания на них является питанием для возникновения невозникшего сомнения и для увеличения и разрастания возникшего сомнения.

Пища для факторов просветления

1) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшей осознанности как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшей осознанности как фактора просветления?
Существуют, монахи, вещи, на основе которых возникает осознанность как фактор просветления. Частое направление мудрого внимания на них является питанием для возникновения невозникшей осознанности как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшей осознанности как фактора просветления1.
2) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшего исследования феноменов как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшего исследования феноменов как фактора просветления? Существуют, монахи, благие и неблагие состояния [ума], порицаемые и безупречные состояния [ума], низшие и возвышенные состояния [ума], мрачные и яркие состояния [ума] с их противоположностями. Частое направление мудрого внимания на них является питанием для возникновения невозникшего исследования феноменов как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшего исследования феноменов как фактора просветления2.
3) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшего усердия как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшего усердия как фактора просветления? Существует, монахи, элемент побуждения, элемент стремления, элемент старания. Частое направление мудрого внимания на них является питанием для возникновения невозникшего усердия как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшего усердия как фактора просветления3.
4) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшего восторга как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшего восторга как фактора просветления? Существуют, монахи, вещи, на основе которых возникает восторг как фактор просветления. Частое направление мудрого внимания на них является питанием для возникновения невозникшего восторга как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшего восторга как фактора просветления4.
5) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшей безмятежности как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшей безмятежности как фактора просветления? Существует, монахи, безмятежность тела и безмятежность ума. Частое направление мудрого внимания на них является питанием для возникновения невозникшей безмятежности как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшей безмятежности как фактора просветления5.
6) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшего сосредоточения как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшего сосредоточения как фактора просветления? Существует, монахи, образ умиротворения, образ не-распыления. Частое направление мудрого внимания на них является питанием для возникновения невозникшего сосредоточения как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшего сосредоточения как фактора просветления6.
7) И каково питание, монахи, для возникновения невозникшей невозмутимости как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшей невозмутимости как фактора просветления? Существуют, монахи, вещи, на основе которых возникает невозмутимость как фактор просветления. Частое направление мудрого внимания на них является питанием для возникновения невозникшей невозмутимости как фактора просветления и для совершенствования за счёт развития возникшей невозмутимости как фактора просветления7.

Голодание помех

1) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшему чувственному желанию возникнуть, а возникшему чувственному желанию – увеличиться и разрастись?
Существует, монахи, образ отвратительного. Частое направление мудрого внимания на него является голоданием, которое не позволяет невозникшему чувственному желанию возникнуть, а возникшему чувственному желанию – увеличиться и разрастись8.
2) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшей недоброжелательности возникнуть, а возникшей недоброжелательности – увеличиться и разрастись? Существует, монахи, освобождение ума посредством доброжелательности. Частое направление мудрого внимания на него является голоданием, которое не позволяет невозникшей недоброжелательности возникнуть, а возникшей недоброжелательности – увеличиться и разрастись9.
3) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшей лени и апатии возникнуть, а возникшей лени и апатии – увеличиться и разрастись? Существует, монахи, элемент побуждения, элемент стремления, элемент старания. Частое направление мудрого внимания на них является голоданием, которое не позволяет невозникшей лени и апатии возникнуть, а возникшей лени и апатии – увеличиться и разрастись10.
4) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшей неугомонности и сожалению возникнуть, а возникшей неугомонности и сожалению – увеличиться и разрастись? Существует, монахи, умиротворение ума. Частое направление мудрого внимания на него является голоданием, которое не позволяет невозникшей неугомонности и сожалению возникнуть, а возникшей неугомонности и сожалению – увеличиться и разрастись11.
5) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшему сомнению возникнуть, а возникшему сомнению – увеличиться и разрастись? Существуют, монахи, благие и неблагие состояния [ума], порицаемые и безупречные состояния [ума], низшие и возвышенные состояния [ума], мрачные и яркие состояния [ума] с их противоположностями. Частое направление мудрого внимания на них является голоданием, которое не позволяет невозникшему сомнению возникнуть, а возникшему сомнению – увеличиться и разрастись12.

Голодание факторов просветления

1) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшей осознанности как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития осознанности как фактору просветления?
Существуют, монахи, вещи, на основе которых возникает осознанность как фактор просветления. Нечастое направление мудрого внимания на них является голоданием, которое не позволяет невозникшей осознанности как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития возникшей осознанности как фактору просветления.
2) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшему исследованию феноменов как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития исследованию феноменов как фактору просветления? Существуют, монахи, благие и неблагие состояния [ума], порицаемые и безупречные состояния [ума], низшие и возвышенные состояния [ума], мрачные и яркие состояния [ума] с их противоположностями. Нечастое направление мудрого внимания на них является голоданием, которое не позволяет невозникшему исследованию феноменов как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития исследованию феноменов как фактору просветления.
3) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшему усердию как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития усердию как фактору просветления? Существует, монахи, элемент побуждения, элемент стремления, элемент старания. Нечастое направление мудрого внимания на них является голоданием, которое не позволяет невозникшему усердию как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития усердию как фактору просветления.
4) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшему восторгу как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития восторгу как фактору просветления? Существуют, монахи, вещи, на основе которых возникает восторг как фактор просветления. Нечастое направление мудрого внимания на них является голоданием, которое не позволяет невозникшему восторгу как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития восторгу как фактору просветления.
5) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшей безмятежности как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития безмятежности как фактору просветления? Существует, монахи, безмятежность тела и безмятежность ума. Нечастое направление мудрого внимания на них является голоданием, которое не позволяет невозникшей безмятежности как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития безмятежности как фактору просветления.
6) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшему сосредоточению как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития сосредоточению как фактору просветления? Существует, монахи, образ умиротворения, образ не-распыления. Нечастое направление мудрого внимания на них является голоданием, которое не позволяет невозникшему сосредоточению как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития сосредоточению как фактору просветления.
7) И каково, монахи, голодание, которое не позволяет невозникшей невозмутимости как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития невозмутимости как фактору просветления? Существуют, монахи, вещи, на основе которых возникает невозмутимость как фактор просветления. Нечастое направление мудрого внимания на них является голоданием, которое не позволяет невозникшей невозмутимости как фактору просветления возникнуть, и достичь совершенства за счёт развития невозмутимости как фактору просветления».


1 Комментарий: "Кроме того, есть четыре условия для возникновения осознанности как фактора просветления: 1) осознанность и бдительность во всех повседневных действиях 2) избегание неосознанных людей 3) общение с осознанными людьми 4) правильная настройка ума (т.е. это ум, который "склоняется" к утверждению осознанности)"

2 Комментарий: "Есть ещё семь иных условий для возникновения фактора исследования феноменов: 1) задавание вопросов по Дхамме (о совокупностях, элементах, т.д.) 2) личная чистоплотность 3) баланс пяти сил/качеств 4) рассмотрение области глубоких знаний 5) общение с мудрыми людьми 6) правильная настройка ума 7) избегание общения с немудрыми людьми".

3 Комментарий: "Есть ещё одиннадцать иных условий для возникновения усердия: 1) рассмотрение ужаса нижних миров 2) видение выгоды в развитии усердия 3) рассмотрение своего следования по пути, которым прошли все будды прошлого и тому подобное 4) рассмотрение необходимости чтить делаемые [тебе как монаху] подаяния 5) рассмотрение величия наследия Будды 6) рассмотрение величия Учителя 7) рассмотрения величия линии передачи 8) рассмотрение величия твоих монахов-товарищей 9) избегание общения с ленивыми людьми 10) общение с усердными людьми 11) правильная настройка ума".

4 Комментарий: "Есть ещё одиннадцать иных условий для возникновения восторга: 1) памятование о Будде 2) памятование о Дхамме 3) памятование о Сангхе 4) памятование о щедрости 5) памятование о нравственности 6) памятование о дэвах 7) памятование о покое 8) избегание общения с грубыми людьми 9) общение с утончёнными людьми 10) правильная настройка ума".

5 Комментарий: "Есть ещё семь иных условий для возникновения безмятежности: 1) питательная еда 2) мягкий климат 3) правильная поза тела 4) умеренное старание 5) избегание общения с неугомонными людьми 6) общение со спокойными людьми 7) правильная настройка ума".

6 Комментарий: "Есть ещё десять иных условий для возникновения сосредоточения: 1) личная чистоплотность 2) баланс пяти сил/качеств 3) умение в обращении с объектом медитации 4) приложение умственного усердия в должный момент 5) приложение умственного сдерживания в должный момент 6) радование ума в должный момент 7) созерцание с невозмутимостью в должный момент 8) избегание общения с рассеянными людьми 9) общение с собранными людьми 10) правильная настройка ума".

Комментарий к Сатипаттхана сутте добавляет одиннадцатый фактор – рассмотрение джхан и освобождений.

7 Комментарий: "Ещё пятью иными условиями для возникновения невозмутимости являются: 1) отстранённое отношение к другим живым существам 2) отстранённое отношение к формациям (например, физическим предметам) 3) избегание общения с охваченными чем-либо людьми 4) общение с невозмутимыми людьми 5) правильная настройка ума".

8 Образ отвратительного (асубха-нимитта). Согласно Комментарию, это тот или иной объект из "десяти отвратительных объектов" – то есть труп в 10 стадиях разложения. В суттах, однако, восприятие отвратительности (асубха-саннья) объясняется в рамках рассмотрения 31 части тела (в комментариях увеличено до 32, с добавлением мозга).
Кроме того, согласно Комментарию, шесть вещей ведут к отбрасыванию чувственного желания: 1) изучение объекта непривлекательности 2) практика медитации на непривлекательности 3) охрана дверей чувств 4) умеренность в еде 5) хорошие друзья 6) уместные разговоры и беседы.

9 Комментарий: "Освобождение ума посредством доброжелательности (метта-читто-вимутти) является джханой. Шесть вещей ведут к отбрасыванию недоброжелательности: 1) изучение объекта доброжелательности 2) практика медитации доброжелательности 3) рассмотрение собственной ответственности за свои действия 4) частое размышление 5) хорошие друзья 6) уместные разговоры и беседы".

10 Что касается этих трёх элементов усердия, то см. примечание к СН 46.2. Согласно Комментарию, есть шесть вещей, что ведут к отбрасыванию лени и апатии: 1) избегание переедания 2) смена позы тела 3) настройка ума на восприятие света 4) пребывание на воздухе, а не в помещении 5) хорошие друзья 6) уместные разговоры и беседы.

11 Комментарий: "Шесть вещей ведут к отбрасыванию неугомонности и сожаления: 1) обширная учёность 2) исследование 3) знакомство с Винаей 4) общение со зрелыми людьми 5) хорошие друзья 6) уместные разговоры и беседы".

12 Комментарий: "Шесть вещей ведут к отбрасыванию сомнений: 1) обширная учёность 2) исследование 3) знакомство с Винаей 4) решительность 5) хорошие друзья 6) уместные разговоры и беседы".


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.