В
Саваттхи. Сидя рядом, царь Пасенади Косальский сказал Благословенному:
«Так вот, уважаемый, по мере того как я пребывал уединённым в
затворничестве, следующее раздумье возникло у меня в уме: "Кто
же сам себе дорог и кто сам себе враг?" И затем, уважаемый,
мысль пришла ко мне: "Тот, кто пускается в неблагое поведение
телом, речью, умом, — тот сам себе враг. Даже если они сказали
бы: 'Мы сами себе дороги', всё равно они сами себе враги. И почему?
Потому что по собственной воле они поступают с собой так, как
враг мог бы поступать с врагом. Вот почему они сами себе враги.
Но те, кто пускается в благое поведение телом, речью, умом – те
сами себе дороги. Даже если они сказали бы: 'Мы сами себе враги',
всё равно они сами себе дороги. И почему? Потому что по собственной
воле они поступают с собой так, как дорогой человек мог бы поступать
с дорогим ему человеком. Вот почему они сами себе дороги"».
«Так
оно, великий царь! Так оно, великий царь! Тот, кто ведёт себя
неподобающе…1
сами себе дороги». [И далее он добавил]:
«Если ты
дорог сам себе,
Не связывай себя со злом,
Ведь трудно счастье обрести
Тому, проступок кто свершил.
И
если Смертью2
схвачен он,
Как оставляет мир людей,
То есть ли что-либо "его",
Что в момент смерти он возьмёт?
Что же последует за ним
Как будто собственная тень?
Заслуги,
равно как и зло,
Что смертный здесь и совершил:
Вот что является "его",
Что в момент смерти он возьмёт.
Оно последует за ним,
Как будто собственная тень.
Поэтому
свершай добро,
Наследство жизни, что придёт.
Заслуги – помощь для существ,
[Возникнут] в мире что ином».
|