Однажды
Благословенный пребывал в Кимбиле на берегу реки Ганг. Там Благословенный
увидел большое бревно, проносящееся мимо течением реки Ганг. И
тогда он обратился к монахам так: «Монахи, видите ли вы это большое
бревно, проносящееся мимо течением реки Ганг?»
«Да, Учитель».
«Если, монахи,
это бревно не устремится к ближнему берегу, если оно не устремится
к дальнему берегу, если не утонет посреди реки, если его не
выбросит на твёрдую землю, если его не поймают человеческие
существа, если его не поймают нечеловеческие существа, если
его не утянет в водоворот, если оно не прогниёт изнутри, то
оно будет направляться, склоняться, устремляться к океану. И
почему? Потому что течение реки Ганг направляется, склоняется,
устремляется к океану.
Точно также,
монахи, если вы не будете устремляться к ближнему берегу, не
будете устремляться к дальнему берегу, не утонете посреди реки,
если вас не выбросит на твёрдую землю, если вас не поймают человеческие
существа, если вас не поймают нечеловеческие существа, если
вас не утянет в водоворот, если вы не прогниёте изнутри, то
вы будете направляться, склоняться, устремляться к ниббане.
Почему? Потому что правильное воззрение направляется, склоняется,
устремляется к ниббане.
Когда так
было сказано, Достопочтенный Кимбила спросил Благословенного:
«Но, Учитель, что такое ближний берег? Что такое дальний берег?
...что такое внутреннее гниение?»
«Ближний
берег», Кимбила – это обозначение шести внутренних сфер чувств.
«Дальний берег» – это обозначение шести внешних сфер чувств.
«Утонуть посреди реки – это обозначение наслаждения и жажды.
Выброситься на твёрдую землю – это обозначение самомнения «я».
И
что такое, Кимбила, быть пойманным человеческими существами?
Вот кто-либо живёт в общении с мирянами. Он радуется вместе
с ними, грустит вместе с ними. Он счастлив, когда счастливы
они, и опечален, когда опечалены они. Он вовлекается в различные
их дела и обязанности. Вот что означает быть пойманным человеческими
существами.
И что такое,
Кимбила, быть пойманным нечеловеческими существами? Вот кто-либо
ведёт святую жизнь с целью [переродиться] среди той или иной
группы божеств, думая так: «Благодаря этой нравственности или
обету или аскезе или святой жизни я стану божеством или одним
среди божеств». Вот что означает быть пойманным нечеловеческими
существами.
«Быть утянутым
в водоворот» – это, Кимбила, обозначение пяти нитей чувственного
удовольствия.
И
что такое, Кимбила, внутреннее гниение? Вот, Кимбила, монах
совершает некий порочный проступок, такой проступок, который
не допускает возможности исправления1.
Это называется внутренним гниением».
|