[Благословенный
сказал]: «Монахи, до моего просветления, пока я всё ещё был непросветлённым
бодхисаттой, мысль пришла ко мне: «Мой ум часто склоняется к тем
пяти нитям чувственных удовольствий, которые уже оставили свой
отпечаток в моём уме, но которые уже прошли, прекратились и изменились;
или же к тем, которые есть сейчас; или же чуть-чуть к тем, которые
[будут] в будущем1».
И затем я подумал: «Настроившись на собственное благополучие,
я должен практиковать старательность, осознанность и охрану ума
в отношении этих пяти нитей чувственных удовольствий, которые
уже оставили свой отпечаток в моём уме, но которые уже прошли,
прекратились и изменились».
Поэтому,
монахи, в вашем случае ваши умы также могут часто склоняться
к тем пяти нитям чувственных удовольствий, которые уже оставили
свой отпечаток в уме, но которые уже прошли, прекратились и
изменились; или же к тем, которые есть сейчас; или же чуть-чуть
к тем, которые [будут] в будущем. Поэтому, монахи, настроившись
на собственное благополучие, вы должны практиковать старательность,
осознанность и охрану ума в отношении этих пяти нитей чувственных
удовольствий, которые уже оставили свой отпечаток в вашем уме,
но которые уже прошли, прекратились и изменились.
Поэтому,
монахи, следует постичь эту сферу, где прекращается глаз и угасает
восприятие форм. Следует постичь эту сферу, где прекращается
ухо и угасает восприятие звуков. Следует постичь эту сферу,
где прекращается нос и угасает восприятие запахов. Следует постичь
эту сферу, где прекращается язык и угасает восприятие вкусов.
Следует постичь эту сферу, где прекращается тело и угасает восприятие
тактильных ощущений. Следует постичь эту сферу, где прекращается
ум и угасает восприятие ментальных феноменов. Следует постичь
эту сферу».
Сказав
так, Благословенный поднялся со своего сиденья и ушёл в своё
жилище. И вскоре после того как Благословенный ушёл, монахи
стали обсуждать: «Итак, друзья, Благословенный поднялся со своего
сиденья и ушёл в своё жилище, продекламировав краткое утверждение,
но не дав детального разъяснения. Кто же сможет разъяснить значение
этого краткого утверждения, которое Благословенный продекламировал
вкратце?» И затем они подумали: «Достопочтенный Ананда восхваляем
Учителем и почитаем его мудрыми братьями по святой жизни. Достопочтенный
Ананда сможет детально разъяснить значение этого краткого утверждения,
которое вкратце было продекламировано Благословенным без детального
разъяснения. Что если мы отправимся к нему и спросим его о значении
этого?»
И тогда
те монахи отправились к Достопочтенному Ананде и обменялись
с ним вежливыми приветствиями, после чего они сели рядом и рассказали
о произошедшем, добавив: «Пусть Достопочтенный Ананда разъяснит
нам это».
[Достопочтенный
Ананда ответил]: «Друзья, это как если бы человеку понадобилась
сердцевина дерева, он бы искал сердцевину дерева, бродил в поисках
сердцевины дерева и прошёл бы мимо корней и ствола великого
дерева с сердцевиной, думая, что сердцевину нужно искать среди
ветвей и листьев. Так и с вами, достопочтенные: вы сидели лицом
к лицу с Учителем, но прошли мимо Благословенного, думая, что
о значении нужно спрашивать меня. Ведь зная, друзья, Благословенный
знает; видя, он видит; он стал видением, он стал знанием, он
стал Дхаммой, он стал святым. Это он – разъяснитель, глашатай,
толкователь значения, даритель Бессмертного, властелин Дхаммы,
Татхагата. В тот момент вам следовало спросить у Благословенного
о значении. То, как он объяснил бы это, так вы это бы и запомнили».
«Вне
сомнений, друг Ананда, зная, Благословенный знает, видя, он
видит… Татхагата. В тот момент нам следовало спросить у Благословенного
о значении, и то, как он объяснил бы это, так мы это бы и запомнили.
Но, всё же, Достопочтенный Ананда восхваляем Учителем и почитаем
его мудрыми братьями по святой жизни. Достопочтенный Ананда
сможет детально разъяснить значение этого краткого утверждения,
которое вкратце было продекламировано Благословенным без детального
разъяснения. Пусть Достопочтенный Ананда не увидит в этом беспокойства
и даст разъяснение».
«В таком
случае, друзья, слушайте внимательно то, что я скажу».
«Да, друг» – ответили монахи. Достопочтенный Ананда сказал:
«Друзья,
когда Благословенный поднялся со своего сиденья и ушёл в своё
жилище, продекламировав краткое утверждение, но не дав детального
разъяснения, то есть: «Поэтому, монахи, следует постичь эту
сферу, где прекращается глаз и угасает восприятие форм… » –
то я понимаю подробное значение этого утверждения так: это было
сказано Благословенным, друзья, в отношении прекращения шести
сфер чувств2.
Друзья,
когда Благословенный поднялся со своего сиденья и ушёл в своё
жилище, продекламировав краткое утверждение, но не дав детального
разъяснения… – то я понимаю подробное значение этого утверждения
так. Теперь, друзья, если хотите, отправляйтесь к Благословенному
и спросите его о значении этого. То, как он объяснит это, так
вы это и запомните».
«Да, друг» – ответили те монахи, поднялись со своих сидений и отправились
к Благословенному. Поклонившись ему, они сели рядом и рассказали
Благословенному обо всём, что случилось после того, как он ушёл,
добавив: «Затем, Учитель, мы отправились к Достопочтенному Ананде
и спросили его о значении. Достопочтенный Ананда разъяснил нам
значение такими-то способами, в таких-то терминах и фразах».
[Благословенный
ответил]: «Ананда мудр, монахи, Ананда наделён великой мудростью.
Если бы вы спросили меня о значении этого, то я бы объяснил
точно также, как это объяснил Ананда. Таково значение этого,
и именно так вам следует запомнить это».
|