Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Самадхи самапатти сутта: Достижение сосредоточения
СН 34.1

 
редакция перевода: 27.11.2012
Перевод с английского: SV

источник:
Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1034

В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, есть четыре вида практиков медитации. Какие четыре?
1) Вот, монахи, практик медитации является умелым в сосредоточении в отношении сосредоточения, но неумелым в достижении в отношении сосредоточения1.
2) Вот, монахи, практик медитации является умелым в достижении в отношении сосредоточения, но не является умелым в сосредоточении в отношении сосредоточения.
3) Вот, монахи, практик медитации не является умелым ни в сосредоточении в отношении сосредоточения, ни в достижении в отношении сосредоточения.
4) Вот, монахи, практик медитации является умелым и в сосредоточении в отношении сосредоточения, и в достижении в отношении сосредоточения.
Таким образом, монахи, практик медитации, который является умелым и в сосредоточении в отношении сосредоточения, и в достижении в отношении сосредоточения – считается главой, лучшим, самым выдающимся, наивысшим, величайшим среди этих четырёх видов практиков медитации.
Подобно тому, монахи, как корова даёт молоко; из молока получаются сливки; из сливок – масло; из масла – топлёное масло; из топлёного масла – сливки топлёного масла, и это считается наилучшим, точно также, тот практик медитации, который является умелым и в сосредоточении в отношении сосредоточения, и в достижении в отношении сосредоточения – считается главой, лучшим, самым выдающимся, наивысшим, величайшим среди этих четырёх видов практиков медитации».


1 Умелый в сосредоточении (самадхи-кусала). Неумелый в достижении в отношении сосредоточения (на самадхисмим самапатти-кусала). Комментарий объясняет, что умелый в сосредоточении – это тот, кто умело определяет факторы джханы (в первой джхане это пять факторов, во второй – три и т.д.). Неумелый в достижении сосредоточения – это тот практикующий, который, даже несмотря на то, что может сделать ум податливым посредством его радования, за счёт устранения помех ума и создания соответствующих условий (еды, климата, уединённого места и т.д.), всё же, не может достичь джханы.

По мнению Дост. Бодхи, этот комментарий не отражает изначального смысла этой сутты, который, на его взгляд, правильно объяснён в Патисамбидамагге I 100: "Он достигает первой джханы (и любой иной) в любое время и в любом месте и на любой срок, который он пожелает. У него нет сложностей в [таком] достижении".


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.