Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Панчалачанда сутта: Панчалачанда
СН 2.7

 
редакция перевода: 25.04.2013
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 142"

В Саваттхи. Стоя рядом, молодой дэва Панчалачанда произнёс эту строфу в присутствии Благословенного:

«Обширной мудростью он наделён, и он нашёл
Брешь, выводящую из всех ограничений,
Будда, который пробудился в джхану1,
Он бык, ведущий стадо, он мудрец».

[Благословенный]:
«Они находят, даже находясь в ограничениях,
Дхамму для достижения ниббаны –
Те, кто осознанности смог достичь,
Те совершенное имеют сосредоточение»2.


1 В переводе Дост. Бодхи: "открыл джхану", однако, по заметке Дост. Тханиссаро, здесь в палийском оригинале стоит слово "абуддхи", что означает "пробудился в".

2 Заметка Дост. Тханиссаро к этой сутте: "Первая строфа этой сутты указывает на джхану как на важнейший элемент пути к освобождению. Фраза о "пробуждении в джхану" Буддой, вне сомнений, делает отсылку к двум моментам его духовных поисков, будучи бодхисаттой: 1) поняв тщетность самоистязания он предположил, что джхана может являться путём к просветлению; 2) он открыл то, до какой степени джхана может привести к знанию, приводящему к полному просветлению (оба этих аспекта описываются в МН 35).

Во второй строфе Будда дополняет понимание практики джханы дэвом Панчалачандой, говоря о том, что практика должна задействовать осознанность, чтобы быть подлинным правильным сосредоточением. Этот момент связан также с фактом, что во многих списках качеств, составляющих путь (пять сил, семь факторов просветления, восьмеричный путь), правильная осознанность идёт всегда перед правильным сосредоточением. Это также связано с утверждением в МН 44 о том, что четыре сатипаттханы (основы осознанности) представляют собой нимитту (тему, объект, предмет) правильного сосредоточения.

В АН 9.42 Достопочтенный Ананда приводит объяснение первой строфы данной сутты. Он объясняет, что первая джхана является "брешью", которая выводит из ограничивающей сферы чувственных удовольствий. Каждый последующий уровень джханы объясняется как "брешь", которая выводит из ограничивающей сферы предыдущей джханы. В конечном счёте, как он поясняет, прекращение восприятия и чувствования (ниродха-самапатти), является наивысшей "брешью", которая выводит за пределы всех видов ограничений.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.