В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, есть эти пять совокупностей,
подверженных цеплянию. Какие пять?
* форма
как совокупность, подверженная цеплянию
* чувство как совокупность, подверженная
цеплянию
* восприятие
как совокупность, подверженная цеплянию
* формации [ума] как совокупность,
подверженная цеплянию
* сознание
как совокупность, подверженная цеплянию
Покуда я напрямую не познал в соответствии с действительностью
эти пять совокупностей, подверженных цеплянию, в четырёх фазах,
я не заявлял о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное
просветление в этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его
поколениями жрецов и отшельников, богов и людей. Но когда я
напрямую познал их в соответствии с действительностью, то тогда
я заявил о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное
просветление в этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его
поколениями жрецов и отшельников, богов и людей.
И каковы,
монахи, эти четыре фазы? Я напрямую познал форму, её происхождение, её исчезновение, и путь, ведущий к её исчезновению. Я напрямую
познал чувство… восприятие… формации… сознание, его происхождение, его исчезновение, и путь, ведущий к его исчезновению.
1)
И что такое, монахи, форма? Четыре великих элемента и форма,
основанная на этих четырёх элементах – вот что называется формой.
С возникновением питания возникает форма. С прекращением питания
прекращается форма. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь
является путём, ведущим к прекращению формы, то есть: правильные
воззрения… правильное сосредоточение.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие форму,
её происхождение, её исчезновение и путь, ведущий к её исчезновению
– практикуют с целью разочарования в форме, её угасания и прекращения,
и они практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору
в этой Дхамме и Винае.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие форму,
её происхождение, её исчезновение, и путь, ведущий к её исчезновению
– освобождены из-за отсутствия цепляния, и они хорошо освобождены.
Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении
совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было
бы описать1.
2) И что
такое, монахи, чувство? Есть шесть видов чувства:
* чувство,
рождённое контактом глаза
* чувство, рождённое контактом
уха
* чувство,
рождённое контактом носа
* чувство, рождённое контактом
языка
* чувство,
рождённое контактом тела
* чувство, рождённое контактом
ума
Это называется чувством. С возникновением контакта возникает
чувство. С прекращением контакта прекращается чувство. Этот
самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим
к прекращению чувства, то есть: правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Любые жрецы
и отшельники, таким образом напрямую познавшие чувство… …практикуют
хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме
и Винае.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие чувство…
…хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными.
В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их
можно было бы описать.
3) И что
такое, монахи, восприятие? Есть шесть видов восприятия:
* восприятие
форм
* восприятие звуков
* восприятие
запахов
* восприятие вкусов
* восприятие
тактильных ощущений
* восприятие ментальных феноменов
Это называется восприятием. С возникновением контакта возникает
восприятие. С прекращением контакта прекращается восприятие.
Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим
к прекращению восприятия, то есть: правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие восприятие…
…практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору
в этой Дхамме и Винае.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие восприятие…
…хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными.
В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их
можно было бы описать.
4) И что
такое, монахи, формации? Есть шесть видов [волевых] намерений2:
* намерение
по отношению к формам
* намерение по отношению к
звукам
* намерение
по отношению к запахам
* намерение по отношению к
вкусам
* намерение
по отношению к тактильным ощущениям
* намерение по отношению к
ментальным феноменам
Это называется формациями. С возникновением контакта возникают
формации. С прекращением контакта прекращаются формации. Этот
самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим
к прекращению формаций, то есть: правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Любые жрецы
и отшельники, таким образом напрямую познавшие формации… …практикуют
хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме
и Винае.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие формации…
…хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными.
В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их
можно было бы описать.
5) И что
такое, монахи, сознание? Есть шесть видов сознания:
* сознание
глаза
* сознание уха
* сознание
носа
* сознание языка
* сознание
тела
* сознание ума
Это называется сознанием. С возникновением имени-и-формы
возникает сознание. С прекращением имени-и-формы прекращается
сознание3.
Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим
к прекращению сознания, то есть: правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Любые жрецы
и отшельники, таким образом напрямую познавшие сознание… …практикуют
хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме
и Винае.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие сознание…
…хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными.
В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их
можно было бы описать».
|