В
Саваттхи. И тогда Благословенный вдохновенно произнёс это изречение:
«Этого
могло бы не быть, и этого могло бы не быть у меня. Этого не будет, и
этого не будет у меня» – настроившись так, монах может отбросить нижние
оковы».1
Когда
так было сказано, один монах обратился к Благословенному: «Но
как, Учитель, может монах, настроившись: «Этого могло бы не
быть, и этого могло бы не быть у меня. Этого не будет, и этого
не будет у меня» – отбросить нижние оковы?»
Необученный заурядный человек
«Вот, монах, необученный заурядный человек – не навещающий Благородных,
не обученный в их дисциплине и их Дхамме; не навещающий чистых
[умом] людей, не обученный в их дисциплине и их Дхамме – считает,
что:
* форма
– это «я»; или что
* «я»
владеет формой; или что
* форма
находится внутри «я»; или что
* «я»
находится в форме.
Он считает, что чувство… восприятие… формации [ума]... сознание – это «я»; или что «я» владеет сознанием; или что сознание находится
внутри «я»; или что «я» находится в сознании.
Он
не понимает в соответствии с действительностью непостоянную
форму как «непостоянную форму»... непостоянное чувство как «непостоянное
чувство»... непостоянное восприятие как «непостоянное восприятие»...
непостоянные формации как «непостоянные формации»... непостоянное
сознание как «непостоянное сознание».
Он
не понимает в соответствии с действительностью болезненную форму
как «болезненную форму»... болезненное чувство… болезненное
восприятие… болезненные формации… болезненное сознание как «болезненное
сознание».
Он
не понимает в соответствии с действительностью безличностную
форму как «безличностную форму»... безличностное чувство… безличностное
восприятие… безличностные формации… безличностное сознание как
«безличностное сознание».
Он
не понимает в соответствии с действительностью обусловленную
форму как «обусловленную форму»... обусловленное чувство… обусловленное
восприятие… обусловленные формации… обусловленное сознание как
«обусловленное сознание».
Он
не понимает в соответствии с действительностью: «Форма будет
уничтожена»... «Чувство будет уничтожено»... «Восприятие будет
уничтожено»... «Формации будут уничтожены»... «Сознание будет
уничтожено».
Обученный ученик Благородных
Обученный ученик Благородных – навещающий Благородных, обученный
в их дисциплине и их Дхамме; навещающий чистых [умом] людей,
обученный в их дисциплине и их Дхамме – не считает, что:
* форма
– это «я»; или что
* «я»
владеет формой; или что
* форма
находится внутри «я»; или что
* «я»
находится в форме.
Он не считает, что чувство… восприятие… формации [ума]... сознание – это «я»; или что «я» владеет сознанием; или что сознание находится
внутри «я»; или что «я» находится в сознании.
Он
понимает в соответствии с действительностью непостоянную форму
как «непостоянную форму»... непостоянное чувство как «непостоянное
чувство»... непостоянное восприятие как «непостоянное восприятие»...
непостоянные формации как «непостоянные формации»... непостоянное
сознание как «непостоянное сознание».
Он
понимает в соответствии с действительностью болезненную форму
как «болезненную форму»... болезненное чувство… болезненное
восприятие… болезненные формации… болезненное сознание как «болезненное
сознание».
Он
понимает в соответствии с действительностью безличностную форму
как «безличностную форму»... безличностное чувство… безличностное
восприятие… безличностные формации… безличностное сознание как
«безличностное сознание».
Он
понимает в соответствии с действительностью обусловленную форму
как «обусловленную форму»... обусловленное чувство… обусловленное
восприятие… обусловленные формации… обусловленное сознание как
«обусловленное сознание».
Он
понимает в соответствии с действительностью: «Форма будет уничтожена»...
«Чувство будет уничтожено»... «Восприятие будет уничтожено»...
«Формации будут уничтожены»... «Сознание будет уничтожено».
С
уничтожением формы, чувства, восприятия, формаций, сознания
этот монах, настроившись так: «Этого могло бы не быть, и этого
могло бы не быть у меня. Этого не будет, и этого не будет у
меня» – может отбросить нижние оковы.
Знание и видение
«Настроившись так, Учитель, монах может отбросить нижние оковы.
Но как следует знать, как следует видеть, чтобы произошло незамедлительное
уничтожение пятен [загрязнений ума]?»
«Монах,
вот необученный заурядный человек становится напуганным тем,
чего не следует пугаться. Поскольку это пугает необученного
заурядного человека: «Этого могло бы не быть, и этого могло
бы не быть у меня. Этого не будет, и этого не будет у меня».
Но обученный ученик Благородных не становится напуганным тем,
чего не следует пугаться. Поскольку это не пугает ученика Благородных:
«Этого могло бы не быть, и этого могло бы не быть у меня. Этого
не будет, и этого не будет у меня».
Сознание,
монах, основываясь, может основываться, будучи вовлечённым формой.
Опираясь на форму, утверждаясь на форме, окроплённое наслаждением,
оно может прийти к возрастанию, увеличению, расширению. Или
же, сознание, основываясь, может основываться, будучи вовлечённым
чувством… восприятием… формациями [ума]. Опираясь на формации,
утверждаясь на формациях, окроплённое наслаждением, оно может
прийти к возрастанию, увеличению, расширению.
Монах,
хотя кто-то может сказать: «Помимо формы, помимо чувства, помимо
восприятия, помимо формаций я раскрою появление и движение сознания,
его исчезновение и перерождение, его возрастание, увеличение,
расширение» – [в реальности] такое невозможно.
Монах,
если монах отбросил жажду к элементу формы, то с отбрасыванием
жажды отсекается основа: нет поддержки для утверждения сознания.
Если он отбросил жажду к элементу чувства… элементу восприятия…
элементу формаций… элементу сознания, то с отбрасыванием жажды
отсекается основа: нет поддержки для утверждения сознания.
Когда
это сознание не утверждено, не приходит к возрастанию, непродуцируемо
– оно освобождено. Будучи освобождённым, оно устойчиво. Будучи
устойчивым, оно удовлетворено. Будучи удовлетворённым, монах
не взволнован. Будучи невзволнованным, он лично достигает ниббаны.
Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано
то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо
состояние существования».
Монах,
именно у того, кто знает так, именно у того, кто видит так,
происходит незамедлительное уничтожение пятен [загрязнений ума]».
|