Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Анньятара бхиккху сутта: Один монах (I)
СН 22.35

 
редакция перевода: 30.01.2012
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 877"

В Саваттхи. И тогда один монах подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал: «Учитель, было бы хорошо, если бы Благословенный вкратце научил бы меня Дхамме так, чтобы я пребывал бы один, в уединении, будучи прилежным, старательным, решительным».
«Монах, если у человека есть скрытая склонность к чему-либо, то он и рассматривается в этих рамках1. Если у него нет скрытой склонности к чему-либо, то он не рассматривается в этих рамках».
«Понятно, Благословенный! Понятно, Счастливый!»
«Как же ты, монах, понял в подробностях значение того, что было сказано мной вкратце?»
«Если, Учитель, у человека имеется скрытая склонность к форме, то он рассматривается в рамках формы. Если у него есть скрытая склонность к чувству, то он рассматривается в рамках чувства. Если у него есть скрытая склонность к восприятию, то он рассматривается в рамках восприятия. Если у него есть скрытая склонность к формациям [ума], то он рассматривается в рамках формаций. Если у него есть скрытая склонность к сознанию, то он рассматривается в рамках сознания.
Если, Учитель, у человека нет скрытой склонности к форме… чувству… восприятию… формациям… сознанию… то он не рассматривается в рамках этого.
Вот так, Учитель, я понял в подробностях значение того, что было сказано Благословенным вкратце».
«Хорошо, хорошо, монах! Хорошо, что ты [так] понял в подробностях значение того, что было сказано мной вкратце. Если, монах, у человека имеется скрытая склонность к форме, то он рассматривается в рамках формы. Если у него есть скрытая склонность к чувству, то он рассматривается в рамках чувства. Если у него есть скрытая склонность к восприятию, то он рассматривается в рамках восприятия. Если у него есть скрытая склонность к формациям [ума], то он рассматривается в рамках формаций. Если у него есть скрытая склонность к сознанию, то он рассматривается в рамках сознания. Если у человека нет скрытой склонности к форме… чувству… восприятию… формациям… сознанию… то он не рассматривается в рамках этого. Вот как следует понимать в подробностях значение того, что было сказано мной вкратце».
И затем тот монах, возрадовавшись и восхитившись утверждению Благословенного, поднялся со своего сиденья, поклонился Благословенному и, обойдя его с правой стороны, ушёл. И затем, пребывая в одиночестве, в уединении, будучи старательным, бдительным, решительным, реализовав это для себя посредством прямого знания, здесь и сейчас он вошёл и пребывал в высочайшей цели святой жизни, ради которой представители клана праведно оставляют жизнь домохозяина и ведут жизнь бездомную. Он напрямую познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования». Так тот монах стал одним из арахантов.


1 Три скрытые тенденции или склонности – это жажда, злоба, невежество. Согласно Комментарию, если у человека есть скрытая склонность к форме посредством чувственной жажды и т.д., то он рассматривается (описывается) в рамках этой самой скрытой склонности как "похотливый, злобный, заблуждающийся". Но когда такой тенденции в человеке нет, то он не считается таковым.
Бхиккху Бодхи: "Мы можем предположить, что человек описывается таким образом не только посредством загрязнений, но и более явным образом посредством того, к какой из пяти совокупностей он более предрасположен. Например, тот, кто больше склонен к форме, тот считается "физической" личностью. Тот, кто склонен к чувству – тот считается "гедонистом". Тот, кто к восприятию – тот считается "эстетом". Тот, кто склонен к волевым формациям – тот считается "человеком действия". Тот, кто склонен к сознанию – считается "мыслителем" и тому подобное".


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.