Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Раджагахе, в Парке
Горячих Источников. И тогда достопочтенный Самиддхи, поднявшись
с первыми лучами солнца, отправился к горячим источникам, чтобы
искупаться. Искупавшись в горячих источниках, он вышел и встал
в единственном одеянии, высушивая части своего тела.
И
тогда, глубокой ночью, некое божество прекрасной наружности,
освещая все горячие источники, подошло к достопочтенному Самиддхи.
Подойдя, оно встало в воздухе и обратилось к достопочтенному
Самиддхи строфой1:
«Не насладившись, ищешь подаяния ты, монах,
Не ищешь подаяний, если насладился2.
Вначале насладись, монах, потом уже ищи,
Пусть время не пройдёт мимо тебя напрасно!»
[Достопочтенный Самиддхи]:
«Не знаю, чем же может время это быть,
Ведь время спрятано, нельзя его увидеть.
А потому не наслаждаясь, подаяния я ищу:
Пусть время не пройдёт мимо меня напрасно!»3
И тогда то божество спустилось на землю и обратилось к достопочтенному
Самиддхи: «Ты, монах, ушёл в бездомную жизнь ещё черноволосым
юношей, наделённым благословением молодости на первом этапе
жизни, не наигравшись чувственными удовольствиями. Наслаждайся
чувственными удовольствиями, монах. Не оставляй того, что видно
здесь и сейчас, ради преследования того, что требует времени».
«Я
не оставил того, что видно здесь и сейчас, подруга, ради преследования
того, что требует времени. Я оставил то, что требует времени,
ради преследования того, что видно здесь и сейчас. Ведь Благословенный,
подруга, утверждал, что чувственные удовольствия съедают много
времени, полны страданий, полны отчаяния, а опасность, [заключённая]
в них, ещё больше. А эта Дхамма видима здесь и сейчас, незамедлительно
действенная, приглашающая к исследованию, ведущая вперёд, переживаемая
мудрыми для себя».
«Но
как так, монах, что Благословенный утверждал, что чувственные
удовольствия съедают много времени, полны страданий, полны отчаяния,
а опасность, [заключённая] в них, ещё больше? А эта Дхамма видима
здесь и сейчас, незамедлительно действенная, приглашающая
к исследованию, ведущая вперёд, переживаемая мудрыми для себя?».
«Я
недавно получил монашеское посвящение, подруга, недавно оставил
жизнь домохозяйскую ради жизни бездомной, недавно пришёл в эту
Дхамму и Винаю. Я не могу тебе объяснить это в подробностях.
Но Благословенный, совершенный, полностью просветлённый, проживает
в Раджагахе, в Парке Горячих Источников. Подойди к этому Благословенному
и спроси его об этом. То, как он тебе это объяснит, так это
и запомни».
«Непросто
нам подойти к тому Благословенному, монах. Ведь его окружают
другие, очень влиятельные божества. Если бы ты подошёл к нему
и спросил его об этом, то мы бы тоже отправились следом, чтобы
услышать Дхамму».
«Хорошо,
подруга», – ответил достопочтенный Самиддхи. И тогда он отправился
к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и рассказал обо
всей беседе, которая состоялась с этим божеством, добавив: «Если
слова этого божества были правдой, уважаемый, то тогда это божество
[сейчас] должно быть [где-то] рядом».
Когда
так было сказано, то божество обратилось к достопочтенному Самиддхи:
«Спроси, монах! Спроси, монах! Я пришла».
И тогда
Благословенный обратился к тому божеству строфой:
«Те, кто воспринимают то, что выразить возможно,
–
Те, в том, что выразить возможно, утверждаются тогда.
Не понимая полностью всё то, что можно выразить,
Они тем самым в рабство Смерти попадают4.
Но, полностью поняв всё то, что можно выразить,
"Того, кто выражает" не измышляет он,
Ведь для него не существует ничего [такого],
За счёт чего его он мог бы описать5.
Если, дух, ты понял, то говори».
«Я
не понимаю в подробностях, уважаемый, значение того, что сказал
вкратце Благословенный. Пожалуйста, уважаемый, пусть Благословенный
объяснит мне это так, чтобы я поняла в подробностях значение
того, что было сказано вкратце».
[Благословенный]:
«Тот, измышляет кто: "Такой же я, иль лучше, или хуже",
Тот в этом случае может пуститься в споры.
Но кто в трёх [этих] различениях не дрогнет,
Тот не считает: "Я такой же или лучше"6.
Если, дух, ты понял, то говори».
«В
этом случае также, уважаемый, я не понимаю в подробностях значение
того, что сказал вкратце Благословенный. Пожалуйста, уважаемый,
пусть Благословенный объяснит мне это так, чтобы я поняла в
подробностях значение того, что было сказано вкратце».
[Благословенный]:
«Отбросил он подсчёт, не заявляет самомнения,
Отрезал жажду к имени-и-форме он.
И божества, и люди его ищут —
И здесь и там, на небесах, в обителях во всех.
Того, кто разрубил узлы, найти они не могут,
Того, кто не обеспокоен, жажды кто лишён.
Если, дух, ты понял, то говори».
«Уважаемый,
я понимаю в подробностях значение того, что сказал вкратце Благословенный,
так:
«Не нужно в мире зла свершать,
Ни телом, ни умом, ни речью.
Отбросив наслаждения чувств,
Осознанным и бдительным
Идти не стоит тем путём,
Что причиняет боль и вред»7.
|