Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Саммадиттхи-сутта: Правильные воззрения
МН 9

 
редакция перевода: 28.10.2020
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 132"

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там достопочтенный Сарипутта обратился к монахам так:
– Друзья монахи.
– Друг, – ответили они.
Достопочтенный Сарипутта сказал следующее:
– «Тот, у кого есть правильные воззрения; тот, у кого есть правильные воззрения» – так говорят, друзья. В каком смысле благородный ученик является тем, у кого есть правильные воззрения, тем, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме?
– Воистину, друг, мы бы пришли издалека ради того, чтобы узнать значение этого утверждения у достопочтенного Сарипутты. Было бы хорошо, если бы достопочтенный Сарипутта разъяснил значение этого утверждения. Услышав это от него, монахи запомнят это.
– В таком случае, друзья, слушайте внимательно то, о чём я буду говорить.
– Да, друг, – ответили монахи.
Достопочтенный Сарипутта сказал следующее:

Благое и неблагое

Когда благородный ученик понимает неблагое и корень неблагого, благое и корень благого, то в таком случае он тот, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.
И что такое, друзья, неблагое? Что такое корень неблагого? Что такое благое? Что такое корень благого? Убийство живых существ – это неблагое. Взятие того, что не было дано – это неблагое. Неблагое поведение в чувственных удовольствиях – это неблагое. Ложь – это неблагое. Злонамеренная речь – это неблагое. Грубая речь – это неблагое. Пустословие – это неблагое. Алчность – это неблагое. Недоброжелательность – это неблагое. Неправильные воззрения – это неблагое. Вот что называется неблагим.
И что такое корень неблагого? Жажда – это корень неблагого. Злоба – это корень неблагого. Заблуждение – это корень неблагого. Вот что называется корнем неблагого.
И что такое благое? Воздержание от убийства – это благое. Воздержание от взятия того, что не было дано – это благое. Воздержание от неблагого поведения в чувственных удовольствиях – это благое. Воздержание от лжи – это благое, воздержание от злонамеренной речи – это благое. Воздержание от грубой речи – это благое. Воздержание от пустословия – это благое. Отсутствие алчности – это благое. Не-недоброжелательность – это благое. Правильные воззрения – это благое. Вот что называется благим.
И что такое корень благого? Не-жажда – это корень благого. Не-злоба – это корень благого. Не-заблуждение – это корень благого. Вот что называется корнем благого.
Когда благородный ученик таким образом понял неблагое и корень неблагого, благое и корень благого, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Питание

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?»
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает питание, происхождение питания, прекращение питания, и путь, ведущий к прекращению питания, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое питание? Что такое происхождение питания? Что такое прекращение питания? Что такое путь, ведущий к прекращению питания?
Есть эти четыре вида питания для поддержания существ, которые уже родились, а также для обеспечения существ, которые собираются родиться. Какие четыре?

*
материальная еда как питание, грубая или утончённая.
* контакт – второй [вид].
* умственное намерение – третий.
* сознание – четвёртый.

С возникновением жажды происходит возникновение питания. С прекращением жажды происходит прекращение питания. Путём, ведущим к прекращению питания, является тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть:

*
правильные воззрения,
* правильное устремление,
* правильная речь,
* правильные действия,
* правильные средства к жизни,
* правильное усилие,
* правильная осознанность,
* правильное сосредоточение.

Когда благородный ученик таким образом понял питание, происхождение питания, прекращение питания, и путь, ведущий к прекращению питания, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Страдание

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает страдание, происхождение страдания, прекращение страдания, и путь, ведущий к прекращению страдания, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое страдание? Что такое происхождение страдания? Что такое прекращение страдания? Что такое путь, ведущий к прекращению страдания?
Рождение – это страдание, старение – это страдание, болезни – это страдание, смерть – это страдание; печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние – это страдание; неполучение желаемого – это страдание. Одним словом, пять совокупностей, подверженных цеплянию, – это страдание. Это называется страданием.
И что такое происхождение страдания? Это жажда, которая ведёт существ к новому существованию, сопровождающаяся наслаждением и страстью, радующаяся и тому и этому, – то есть жажда к чувственным удовольствиям, жажда к существованию, жажда к несуществованию. Это называется происхождением страдания.
И что такое прекращение страдания? Это безостаточное угасание и прекращение, отбрасывание, оставление, отпускание, изгнание этой самой жажды. Это называется прекращением страдания.
И что такое путь, ведущий к прекращению страдания? Это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение. Это называется путём, ведущим к прекращению страдания.
Когда благородный ученик таким образом понял страдание, происхождение страдания, прекращение страдания, и путь, ведущий к прекращению страдания, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Старение и смерть

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает старение и смерть, происхождение старения и смерти, прекращение старения и смерти, и путь, ведущий к прекращению старения и смерти, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое старение и смерть? Что такое происхождение старения и смерти? Что такое прекращение старения и смерти? Что такое путь, ведущий к прекращению старения и смерти?
Старение существ в различных группах существ, их старость, разбитость зубов, седина волос, морщинистость кожи, упадок жизненной силы, ослабевание способностей – это называется старением. Уход существ из различных групп существ, их кончина, распад, исчезновение, умирание, исчерпание срока жизни, распад совокупностей – это называется смертью. Таким образом это старение и эта смерть – это то, что называется старением и смертью.
С возникновением рождения происходит возникновение старения и смерти. С прекращением рождения происходит прекращение старения и смерти. Путь, ведущий к прекращению старения и смерти – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял старение и смерть, происхождение старения и смерти, прекращение старения и смерти, и путь, ведущий к прекращению старения и смерти, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Рождение

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает рождение, происхождение рождения, прекращение рождения, и путь, ведущий к прекращению рождения, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое рождение? Что такое происхождение рождения? Что такое прекращение рождения? Что такое путь, ведущий к прекращению рождения?
Рождение существ в различных группах существ, их приход к рождению, низвержение [в утробу], порождение, проявление совокупностей, обретение сфер для контакта – это называется рождением. С возникновением существования происходит возникновение рождения. С прекращением существования происходит прекращение рождения. Путь, ведущий к прекращению рождения – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял рождение, происхождение рождения, прекращение рождения, и путь, ведущий к прекращению рождения, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Существование

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает существование, происхождение существования, прекращение существования, и путь, ведущий к прекращению существования, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое существование? Что такое происхождение существования? Что такое прекращение существования? Что такое путь, ведущий к прекращению существования?
Есть эти три вида существования:

*
существование в мире чувств;
* существование в мире форм;
* существование в бесформенном мире.

С возникновением цепляния происходит возникновение существования. С прекращением цепляния происходит прекращение существования. Путь, ведущий к прекращению существования, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял существование, происхождение существования, прекращение существования, и путь, ведущий к прекращению существования, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Цепляние

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает цепляние, происхождение цепляния, прекращение цепляния, и путь, ведущий к прекращению цепляния, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое цепляние? Что такое происхождение цепляния? Что такое прекращение цепляния? Что такое путь, ведущий к прекращению цепляния?
Есть эти четыре вида цепляния:

*
цепляние к чувственным удовольствиям;
* цепляние к воззрениям;
* цепляние к правилам и предписаниям;
* цепляние к доктрине [о существовании] «я».

С возникновением жажды происходит возникновение цепляния. С прекращением жажды происходит прекращение цепляния. Путь, ведущий к прекращению цепляния, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял цепляние, происхождение цепляния, прекращение цепляния, и путь, ведущий к прекращению цепляния, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Жажда

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает жажду, происхождение жажды, прекращение жажды, и путь, ведущий к прекращению жажды, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое жажда? Что такое происхождение жажды? Что такое прекращение жажды? Что такое путь, ведущий к прекращению жажды?
Есть эти шесть видов жажды:

*
жажда к формам;
* жажда к звукам;
* жажда к запахам;
* жажда к вкусам;
* жажда к осязаемым вещам;
* жажда к умственным феноменам.

С возникновением чувства происходит возникновение жажды. С прекращением чувства происходит прекращение жажды. Путь, ведущий к прекращению жажды, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял жажду, происхождение жажды, прекращение жажды, и путь, ведущий к прекращению жажды, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Чувство

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает чувство, происхождение чувства, прекращение чувства, и путь, ведущий к прекращению чувства, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое чувство? Что такое происхождение чувства? Что такое прекращение чувства? Что такое путь, ведущий к прекращению чувства?
Есть эти шесть видов чувства:

*
чувство, рождённое контактом глаза;
* чувство, рождённое контактом уха;
* чувство, рождённое контактом носа;
* чувство, рождённое контактом языка;,
* чувство, рождённое контактом тела;
* чувство, рождённое контактом ума.

С возникновением контакта происходит возникновение чувства. С прекращением контакта происходит прекращение чувства. Путь, ведущий к прекращению чувства, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял чувство, происхождение чувства, прекращение чувства, и путь, ведущий к прекращению чувства, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Контакт

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает контакт, происхождение контакта, прекращение контакта, и путь, ведущий к прекращению контакта, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое контакт? Что такое происхождение контакта? Что такое прекращение контакта? Что такое путь, ведущий к прекращению контакта?
Есть эти шесть видов контакта:

*
контакт глаза;
* контакт уха;
* контакт носа;
* контакт языка;
* контакт тела;
* контакт ума.

С возникновением шести сфер происходит возникновение контакта. С прекращением шести сфер происходит прекращение контакта. Путь, ведущий к прекращению контакта, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял контакт, происхождение контакта, прекращение контакта, и путь, ведущий к прекращению контакта, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Шесть сфер

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает шесть сфер, происхождение шести сфер, прекращение шести сфер, и путь, ведущий к прекращению шести сфер, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое шесть сфер? Что такое происхождение шести сфер? Что такое прекращение шести сфер? Что такое путь, ведущий к прекращению шести сфер?
Есть эти шесть сфер:

*
сфера глаза;
* сфера уха;
* сфера носа;
* сфера языка;
* сфера тела;
* сфера ума.

С возникновением имени-и-формы происходит возникновение шести сфер. С прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести сфер. Путь, ведущий к прекращению шести сфер, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял шесть сфер, происхождение шести сфер, прекращение шести сфер, и путь, ведущий к прекращению шести сфер, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Имя-и-форма

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает имя-и-форму, происхождение имени-и-формы, прекращение имени-и-формы, и путь, ведущий к прекращению имени-и-формы, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое имя-и-форма? Что такое происхождение имени-и-формы? Что такое прекращение имени-и-формы? Что такое путь, ведущий к прекращению имени-и-формы?
Чувство, восприятие, волевое намерение, контакт, внимание – это называется именем. Четыре великих элемента, а также форма, выстроенная из четырёх великих элементов, – это называется формой. Таким образом, это имя и эта форма – это то, что называется именем-и-формой.
С возникновением сознания происходит возникновение имени-и-формы. С прекращением сознания происходит прекращение имени-и-формы. Путь, ведущий к прекращению имени-и-формы, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял имя-и-форму, происхождение имени-и-формы, прекращение имени-и-формы, и путь, ведущий к прекращению имени-и-формы, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Сознание

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает сознание, происхождение сознания, прекращение сознания, и путь, ведущий к прекращению сознания, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое сознание? Что такое происхождение сознания? Что такое прекращение сознания? Что такое путь, ведущий к прекращению сознания?
Есть эти шесть видов сознания:

*
сознание глаза;
* сознание уха;
* сознание носа;
* сознание языка;
* сознание тела;
* сознание ума.

С возникновением формирователей происходит возникновение сознания. С прекращением формирователей происходит прекращение сознания. Путь, ведущий к прекращению сознания, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял сознание, происхождение сознания, прекращение сознания, и путь, ведущий к прекращению сознания, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Формирователи

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает формирователи, происхождение формирователей, прекращение формирователей, и путь, ведущий к прекращению формирователей, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое формирователи?1 Что такое происхождение формирователей? Что такое прекращение формирователей? Что такое путь, ведущий к прекращению формирователей?
Есть эти три вида формирователей:

*
телесный формирователь;
* словесный формирователь;
* умственный формирователь.

С возникновением неведения происходит возникновение формирователей. С прекращением неведения происходит прекращение формирователей. Путь, ведущий к прекращению формирователей, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял формирователи, происхождение формирователей, прекращение формирователей, и путь, ведущий к прекращению формирователей, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Неведение

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает неведение, происхождение неведения, прекращение неведения, и путь, ведущий к прекращению неведения, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое неведение? Что такое происхождение неведения? Что такое прекращение неведения? Что такое путь, ведущий к прекращению неведения?
Незнание в отношении страданий, незнание в отношении происхождения страданий, незнание в отношении прекращения страданий, незнание в отношении пути, ведущего к прекращению страданий, – вот что называется неведением.
С возникновением пятен [загрязнений ума] происходит возникновение неведения. С прекращением пятен [загрязнений ума] происходит прекращение неведения. Путь, ведущий к прекращению неведения, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял неведение, происхождение неведения, прекращение неведения, и путь, ведущий к прекращению неведения, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Пятна умственных загрязнений

Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает пятна [загрязнений ума], происхождение пятен, прекращение пятен, и путь, ведущий к прекращению пятен, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое пятна? Что такое происхождение пятен? Что такое прекращение пятен? Что такое путь, ведущий к прекращению пятен?
Есть эти три вида пятен:

*
пятно чувственного желания;
* пятно существования;
* пятно неведения.

С возникновением неведения происходит возникновение пятен. С прекращением неведения происходит прекращение пятен. Путь, ведущий к прекращению пятен, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял пятна, происхождение пятен, прекращение пятен, и путь, ведущий к прекращению пятен, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.

Так сказал достопочтенный Сарипутта. Монахи были довольны и восхитились словами достопочтенного Сарипутты.


1 SV: На пали – санкхара. В данном контексте это волевые действия, [порождающие камму] телом, речью, умом. В Кхаджания-сутте (СН 22.79) объясняется так: "И почему это называется "формирователями"? Потому что они формируют сформированные вещи, вот почему они называются "формирователями". И что они формируют как сформированные вещи? Ради формности они формируют форму как сформированную вещь. Ради чувствования они формируют чувство как сформированную вещь. Ради воспринимания они формируют восприятие как сформированную вещь. Ради формирования они формируют формирователи как сформированную вещь. Ради осознавания они формируют сознание как сформированную вещь. Поскольку они формируют сформированные вещи, они называются "формирователями"". Короче говоря, человек, совершая намеренные поступки, генерирует камму, которая впоследствии повлияет на то, какие совокупности (тело, чувствование, восприятие, формации, сознание) будут у него (сформируются) в следующей жизни. Однако не совсем понятно, что именно имеется в виду под "формирователем", – сама камма как запущенный процесс или же некий психический механизм, её порождающий. Судя по некоторым суттам, речь может идти именно о втором. Например, в СН 51.10 упоминается "формирователь жизненной силы" (айюсанкхара). После того как Будда прекратил в себе поддержание этого механизма, он с точностью знал, что это приведёт к его смерти через три месяца. В МН 20 Будда говорит о "мысленном формирователе" (витакка-санкхара), ответственном за порождение и протекание мыслей. Расслабление этого формирователя приводит к успокоению, прекращению мыслей.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.