Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Саллекха сутта: Стирание
МН 8

 
редакция перевода: 05.02.2015
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 123"

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда, вечером, достопочтенный Махачунда вышел из медитации и отправился к Благословенному. Поклонившись Благословенному, он сел рядом и сказал ему:
«Учитель, в мире возникают различные воззрения, связанные либо с доктринами о существовании «я», либо с доктринами о мире1. Происходит ли отбрасывание и оставление этих воззрений в монахе, который [на данном этапе] уделяет внимание только началу [практики]?»2
«Чунда, что касается этих различных возникающих в мире воззрений, связанных либо с доктринами о существовании «я», либо с доктринами о мире, то если [предмет], в отношении которого эти воззрения возникли, который лежит в их основе, к которому они проявляются3, увиден [практикующим] в соответствии с действительностью правильной мудростью так: «Это не моё, я не таков, это не моё «я» – то тогда происходит отбрасывание и оставление этих воззрений.

Восемь медитативных достижений

Первая джхана

Чунда, может быть так, что будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], некий монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.
Он может подумать так: «Я пребываю в стирании [загрязнений ума]». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Вторая джхана

Может быть так, что с угасанием направления и удержания [ума на объекте], некий монах входит и пребывает во второй джхане, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, в которой нет направления и удержания, но есть восторг и удовольствие, которые возникли посредством сосредоточения.
Он может подумать… «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Третья джхана

Может быть так, что с угасанием восторга некий монах пребывает невозмутимым, осознанным, бдительным, и ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, пребывает в удовольствии».
Он может подумать… «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Четвёртая джхана

Может быть так, что с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, некий монах входит и пребывает в четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.
Он может подумать… «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Сфера безграничного пространства

Может быть так, что с полным преодолением восприятий форм, с угасанием восприятий, вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятие множественности, [воспринимая]: «пространство безгранично», некий монах входит и пребывает в сфере безграничного пространства.
Он может подумать… «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Сфера безграничного сознания

Может быть так, что с полным преодолением сферы безграничного пространства, [воспринимая]: «сознание безгранично», некий монах входит и пребывает в сфере безграничного сознания.
Он может подумать… «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Сфера отсутствия всего

Может быть так, что с полным преодолением сферы безграничного сознания, [воспринимая]: «здесь ничего нет», некий монах входит и пребывает в сфере отсутствия всего.
Он может подумать… «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Сфера ни восприятия, ни не-восприятия

Может быть так, что с полным преодолением сферы отсутствия всего монах входит и пребывает в сфере ни восприятия ни не-восприятия.
Он может подумать так: «Я пребываю в стирании [загрязнений ума]». Но не эти достижения называются «стиранием» в Учении Благородных. Эти называются «приятными пребываниями здесь и сейчас» в Учении Благородных.

Стирание

Чунда, вот как тебе следует практиковать стирание:
«Другие будут жестокими. Мы не будем жестокими» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут убивать живых существ. Мы не будем убивать живых существ» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут брать то, что [им] не было дано. Мы будем воздерживаться от взятия того, что не дано» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие не будут целомудренными. Мы будем целомудренными» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут лгать. Мы не будем лгать» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут говорить со злобой. Мы не будем говорить со злобой» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут говорить грубо. Мы не будем говорить грубо» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут сплетничать. Мы не будем сплетничать» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут алчными. Мы не будем алчными» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будет недоброжелательность. У нас не будет недоброжелательности» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будут неправильные воззрения. У нас будут правильные воззрения» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будет неправильное устремление. У нас будет правильное устремление» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будет неправильная речь. У нас будет правильная речь» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будут неправильные действия. У нас будут правильные действия» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будут неправильные средства к жизни. У нас будут правильные средства к жизни» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будет неправильное усилие. У нас будет правильное усилие» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будет неправильная осознанность. У нас будет правильная осознанность» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будет неправильное сосредоточение. У нас будет правильное сосредоточение» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будет неправильное знание. У нас будет правильное знание» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будет неправильное освобождение. У нас будет правильное освобождение» – вот как следует практиковать стирание.
«Других будет одолевать лень и апатия. Мы будем свободны от лени и апатии» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут неугомонными. Мы не будем неугомонными» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут сомневающимися. Мы выйдем за пределы сомнения» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут злыми. Мы не будем злыми» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут негодующими. Мы не будем негодующими» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут презрительными. Мы не будем презрительными» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут надменными. Мы не будем надменными» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут завистливыми. Мы не будем завистливыми» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут скупыми. Мы не будем скупыми» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут притворными. Мы не будем притворными» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут лживыми. Мы не будем лживыми» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут упрямыми. Мы не будем упрямыми» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут высокомерными. Мы не будем высокомерными» – вот как следует практиковать стирание.
«Другим будет трудно делать замечания. Нам будет легко делать замечания» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будут плохие друзья. У нас будут хорошие друзья» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут беспечными. Мы будем прилежными» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут неверующими. Мы будем верующими» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут бесстыдными. Мы будем иметь чувство стыда» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие не будут бояться совершить проступок. Мы будем бояться совершить проступок» – вот как следует практиковать стирание.
«У других будет мало знаний. Мы будем обладать великой учёностью» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут ленивыми. Мы будем усердными» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут неосознанными. Мы будем утверждены в осознанности» – вот как следует практиковать стирание.
«У других не будет мудрости. Мы будем обладать мудростью» – вот как следует практиковать стирание.
«Другие будут придерживаться своих собственных воззрений, прочно за них держаться, и оставлять их с трудом. Мы не будем придерживаться своих собственных воззрений, прочно за них держаться, но будем оставлять их с лёгкостью» – вот как следует практиковать стирание.

Склонность ума

Чунда, я говорю тебе, что даже склонность ума к благим состояниям является великим благом, так что уж говорить о телесных и словесных поступках, соответствующих [такому состоянию ума]? Поэтому, Чунда:
Ум следует склонять так: «Другие будут жестокими. Мы не будем жестокими».
Ум следует склонять так: «Другие будут убивать живых существ. Мы будем воздерживаться от убийства живых существ».
Ум следует склонять так: «Другие будут брать то, что [им] не было дано… 4
Ум следует склонять так: «Другие будут придерживаться своих собственных воззрений, прочно за них держаться, и оставлять их с трудом. Мы не будем придерживаться своих собственных воззрений, прочно за них держаться, но будем оставлять их с лёгкостью».

Избегание

Чунда, представь неровный путь и другой, ровный путь, [идя] которым можно было бы избежать [путешествия по неровному]. И представь неровный брод и другой ровный брод, [идя] которым можно было бы избежать [перехода по неровному]. Точно также:
Тот, кто жесток, имеет не-жестокость, посредством которой он мог бы избежать [жестокости].
Тот, кто убивает живых существ, имеет воздержание от убийства живых существ, посредством которого он мог бы избежать [убийства].
Тот, кто берёт то, что [ему] не было дано, имеет воздержание от взятия того, что не было дано, посредством которого он мог бы избежать [воровства].
Тот, кто не соблюдает целомудрия, имеет целомудрие, посредством которого он мог бы избежать [не соблюдения].
Тот, кто лжёт, имеет воздержание от лжи, посредством которого он мог бы избежать [лжи].
Тот, кто говорит со злобой, имеет воздержание от злобных речей, посредством которого он мог бы избежать [злобных речей].
Тот, кто говорит грубо, имеет воздержание от грубости, посредством которого он мог бы избежать [грубости].
Тот, кто сплетничает, имеет воздержание от сплетничества, посредством которого он мог бы избежать [сплетничества].
Тот, кто алчен, имеет не-алчность, посредством которой он мог бы избежать [алчности].
Тот, кто недоброжелателен, имеет не-недоброжелательность, посредством которой он мог бы избежать [недоброжелательности].
Тот, у кого неправильные воззрения, имеет правильные воззрения, посредством которых он мог бы избежать [неправильных].
Тот, у кого неправильное устремление, имеет правильное устремление, посредством которого он мог бы избежать [неправильного].
Тот, у кого неправильная речь, имеет правильную речь, посредством которой он мог бы избежать [неправильной].
Тот, у кого неправильные действия, имеет правильные действия, посредством которых он мог бы избежать [неправильных].
Тот, у кого неправильные средства к жизни, имеет правильные средства к жизни, посредством которых он мог бы избежать [неправильных].
Тот, у кого неправильное усилие, имеет правильное усилие, посредством которого он мог бы избежать [неправильного].
Тот, у кого неправильная осознанность, имеет правильную осознанность, посредством которой он мог бы избежать [неправильной].
Тот, у кого неправильное сосредоточение, имеет правильное сосредоточение, посредством которого он мог бы избежать [неправильного].
Тот, у кого неправильное знание, имеет правильное знание, посредством которого он мог бы избежать [неправильного].
Тот, у кого неправильное освобождение, имеет правильное освобождение, посредством которого он мог бы избежать [неправильного].
Тот, у кого лень и апатия, имеет свободу от лени и апатии, посредством которой он мог бы избежать [лени и апатии].
Тот, у кого неугомонность, имеет не-неугомонность, посредством которой он мог бы избежать [неугомонности].
Тот, у кого сомнение, имеет состояние вне сомнения, посредством которого он мог бы избежать [сомнения].
Тот, кто злой, имеет не-злобу, посредством которой он мог бы избежать [злобы].
Тот, кто негодует, имеет не-негодование, посредством которого он мог бы избежать [негодования].
Тот, кто презирает, имеет не-презрение, посредством которого он мог бы избежать [презрения].
Тот, кто надменен, имеет не-надменность, посредством которой он мог бы избежать [надменности].
Тот, кто завистлив, имеет не-зависть, посредством которой он мог бы избежать [зависти].
Тот, кто скуп, имеет не-скупость, посредством которой он мог бы избежать [скупости].
Тот, кто притворяется, имеет не-притворство, посредством которого он мог бы избежать [притворства].
Тот, кто лживый, имеет не-лживость, посредством которой он мог бы избежать [лживости].
Тот, кто упрям, имеет не-упрямство, посредством которого он мог бы избежать [упрямства].
Тот, кто высокомерен, имеет не-высокомерие, посредством которого он мог бы избежать [высокомерия].
Тот, кому трудно делать замечания, имеет [возможность] быть [тем], кому легко делать замечания, посредством которой он мог бы избежать [этого].
Тот, кто дружит с плохими друзьями, имеет [возможность] дружить с хорошими друзьями, посредством которой он мог бы избежать [плохих друзей].
Тот, кто беспечен, имеет прилежание, посредством которого он мог бы избежать [беспечности].
Тот, кто неверующий, имеет веру, посредством которой он мог бы избежать [неверия].
Тот, кто бесстыдный, имеет чувство стыда, посредством которого он мог бы избежать [бесстыдства].
Тот, кто не боится совершить проступок, имеет боязнь совершить проступок, посредством которой он мог бы избежать [безбоязненности].
Тот, у кого мало знаний, имеет великую учёность, посредством которой он мог бы избежать [малого количества знаний].
Тот, кто ленив, имеет зарождение усердия, посредством которого он мог бы избежать [лени].
Тот, кто неосознан, имеет утверждение осознанности, посредством которого он мог бы избежать [отсутствия осознанности].
Тот, у кого нет мудрости, имеет обретение мудрости, посредством которого он мог бы избежать [отсутствия мудрости].
Тот, кто придерживается своих собственных воззрений, прочно за них держится, и оставляет их с трудом, имеет не-приверженность к собственным воззрениям, отсутствие прочного их удержания, лёгкость их оставления, посредством чего он мог бы избежать [всего этого].

Путь, ведущий ввысь

Чунда, подобно тому, как все неблагие состояния ведут вниз, а все благие состояния ведут ввысь, то точно также:
Тот, кто жесток, имеет не-жестокость, которая ведёт его ввысь.
Тот, кто убивает живых существ, имеет воздержание от убийства живых существ, которое ведёт его ввысь.
Тот, кто берёт то, что [ему] не было дано… 5 ...
Тот, кто придерживается своих собственных воззрений, прочно за них держится, и оставляет их с трудом, имеет не-приверженность к собственным воззрениям, отсутствие прочного их удержания, лёгкость их оставления, которые ведут его ввысь.

Путь погашения

Чунда, не может быть такого, чтобы тот, кто утопает в грязи сам, вытащил бы другого утопающего в грязи. [Но] может быть так, что тот, кто не утопает в грязи сам, вытащил бы другого утопающего в грязи.
Не может быть такого, чтобы тот, кто сам необуздан, недисциплинирован, с неугасшими [загрязнениями ума], мог бы обуздать другого, дисциплинировать его, помочь погасить [его загрязнения]. [Но] может быть так, что тот, кто сам обуздан, дисциплинирован, с угасшими [загрязнениями ума], мог бы обуздать другого, дисциплинировать его, помочь погасить [его загрязнения].
Точно также:
Тот, кто жесток, имеет не-жестокость, посредством которой он гасит [жестокость].
Тот, кто убивает живых существ, имеет воздержание от убийства живых существ, посредством которого он гасит [убийство].
Тот, кто берёт то, что [ему] не было дано… 6 ...
Тот, кто придерживается своих собственных воззрений, прочно за них держится, и оставляет их с трудом, имеет не-приверженность к собственным воззрениям, отсутствие прочного их удержания, лёгкость их оставления, посредством чего он гасит это.
Так, Чунда, я научил пути стирания, я научил пути склонения ума, я научил пути избегания, я научил пути, ведущему ввысь, я научил пути погашения.
То, что следует сделать учителю для своих учеников из сострадания к ним, желая им благополучия, имея к ним сострадание, всё это я сделал для вас, Чунда. Вон там – подножья деревьев, там – пустые хижины. Медитируйте, Чунда, не откладывайте на потом, иначе будете позже сожалеть об этом. Таково наше наставление вам».
Так сказал Благословенный. Достопочтенный Чунда был доволен и восхитился словами Благословенного.


1 Такие воззрения как "мир вечный", "мир безграничный" и так далее.

2 Согласно Комментарию, речь идёт о прозрениях, осуществляемых ещё до вступления в поток.

3 Согласно Комментарию, под предметом здесь подразумеваются пять совокупностей, составляющих живое существо.

4 Повторяются все пункты, перечисленные выше.

5 Повторяются все пункты, перечисленные выше.

6 Повторяются все пункты, перечисленные выше.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.