Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Тевидджа ваччхаготта сутта: К Ваччхаготте о трёх знаниях
МН 71

 
редакция перевода: 15.08.2015
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 587"

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Весали в Великом Лесу в Зале с Остроконечной Крышей. И тогда странник Ваччхаготта проживал в Парке Странников у мангового дерева Единственного Белого Лотоса. И тогда, утром, Благословенный оделся, взял чашу и внешнее одеяние, и отправился в Весали за подаяниями. Затем Благословенный подумал: «Слишком рано ходить за подаяниями по Весали. Что если я отправлюсь к страннику Ваччхаготте в Парк Странников к манговому дереву Единственного Белого Лотоса?»
И тогда Благословенный отправился к страннику Ваччхаготте в Парк Странников к манговому дереву Единственного Белого Лотоса. Странник Ваччхаготта увидел Благословенного издали и сказал: «Почтенный, пусть Благословенный подойдёт! Добро пожаловать, Благословенный! Долгое время у Благословенного не было возможности прийти сюда. Пусть Благословенный присядет, вот здесь подготовлено сиденье». Благословенный сел на подготовленное сиденье, а странник Ваччхаготта выбрал [себе более] низкое сиденье, сел рядом, и сказал Благословенному:
«Почтенный, я слышал так: «Отшельник Готама заявляет о том, что является всеведущим и всевидящим, имеет абсолютное знание и видение: «Иду ли я, стою, сплю, или бодрствую, знание и видение постоянно и непрерывно наличествуют во мне»1. Почтенный, те, кто говорят так, говорят ли именно о том, как это было сказано Благословенным, и не говорят ли того, что было бы противоположным действительности? Объясняют ли они в соответствии с Дхаммой, так что их утверждение не влечёт за собой уместной почвы для критики?»
«Ваччха, те, кто говорят так, говорят то, что не было сказано мной, но искажают мои слова неправдой и тем, что не соответствует действительности»2.
«Почтенный, как мне отвечать, чтобы я сказал именно о том, как это было сказано Благословенным, и не сказал бы того, что было бы противоположным действительности; объяснил бы в соответствии с Дхаммой, так что моё утверждение не повлекло бы за собой уместной почвы для критики?»
«Ваччха, если ты ответишь так: «Отшельник Готама обладает троичным истинным знанием» – то ты скажешь так, как это было сказано мной, и не скажешь того, что было бы противоположным действительности. Ты объяснишь в соответствии с Дхаммой, так что твоё утверждение не повлечёт за собой уместной почвы для критики.
Ведь до той степени, до которой я пожелаю, я вспоминаю многочисленные прошлые жизни…3 До той степени, до которой я пожелаю, я вижу божественным глазом… За счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений] здесь и сейчас я вхожу и пребываю в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания.
Если ты ответишь так: «Отшельник Готама обладает троичным истинным знанием» – то ты скажешь так, как это было сказано мной… почвы для критики».
Когда так было сказано, странник Ваччхаготта спросил Благословенного: «Мастер Готама, бывает ли домохозяин, который без оставления пут домохозяйничества с распадом тела положил бы конец страданию?»
«Ваччха, не бывает домохозяина, который без оставления пут домохозяйничества с распадом тела положил бы конец страданию».
«Мастер Готама, бывает ли домохозяин, который без оставления пут домохозяйничества с распадом тела отправился бы в небесные миры?»
«Ваччха, не одна сотня, не две, не три, не четыре, не пять сотен, но куда больше домохозяев, которые без оставления пут домохозяйничества с распадом тела отправились в небесные миры».
«Мастер Готама, бывает ли Адживака, который бы с распадом тела положил конец страданию?»
«Ваччха, не бывает Адживаки, который бы с распадом тела положил конец страданию».
«Мастер Готама, бывает ли Адживака, который бы с распадом тела отправился бы в небесные миры?»
«Когда я вспоминаю последние девяносто один цикл существования мира, Ваччха, я не припоминаю ни единого Адживаки, который бы с распадом тела отправился в небесные миры, за исключением одного, и он придерживался доктрины нравственной действенности поступка, доктрины нравственной действенности деяний».
«Так оно, Мастер Готама, что это религиозное движение пусто даже от тех, кто отправляется на небеса».
«Так оно, Ваччха, что это религиозное движение пусто даже от тех, кто отправляется на небеса».
Так сказал Благословенный. Странник Ваччхаготта был доволен и восхитился словами Благословенного.


1 О подобном всеведении и всезнании заявлял предводитель древних джайнов Нигантха Натапутта в МН 14.

2 Комментарий объясняет, что хотя часть этого утверждения правдива, Будда отвергает всё утверждение целиком, потому что другая его часть является некорректной. Правдивой частью является утверждение о всезнании и всеведении. Некорректной – то, что всезнание и всеведение постоянно и непрерывно присутствуют в нём. Согласно толковательной традиции Тхеравады Будда обладает всеведением, так как для него потенциально доступно познание любых вещей. Однако, он не может знать всего одновременно, и для того, чтобы что-то познать, ему нужно направить на это свой ум. В МН 90 Будда говорит, что есть возможность знать и видеть всё, хотя и не одновременно. В АН 4.24 он утверждает, что знает всё, что может быть увидено, услышано, ощущено, и познано.

3 Эти два знания раскрываются по стандартной формуле, также как, например, в МН 4.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.