Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты,
в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так:
«Монахи!»
«Уважаемый»,
– ответили они.
Благословенный сказал следующее:
«Монахи,
пребывайте, обладая нравственностью, обладая Патимоккхой, сдерживая
себя соблюдением Патимоккхи, [будучи] совершенными в поведении
и средствах, видя опасность в мельчайшей оплошности, тренируйтесь,
соблюдая правила тренировки.
Если
монах желает: «Пусть я буду мил и приятен своим товарищам по
святой жизни, буду уважаем и почитаем ими», то тогда пусть он
исполнит правила поведения, будет предан внутреннему успокоению
ума, не пренебрегает медитацией, обладает прозрением, проживает
в пустых хижинах.
Если монах
желает: «Пусть я буду тем, кто обретает одеяния, еду, жилища,
необходимые для лечения вещи» – то тогда пусть он исполнит…
Если
монах желает: «Пусть услужение тех, чьи одежды, еду, жилища
и необходимые для лечения вещи я использую, принесут им великий
плод и благо» – то тогда пусть он исполнит…
Если
монах желает: «Пусть мои близкие и родственники, которые скончались1,
умерли, будут помнить меня с доверием в своих умах, и пусть
это принесёт им великий плод и благо» – то тогда пусть он исполнит…
Если
монах желает: «Пусть я стану покорителем неудовлетворённости
[тем, что есть] и восхищения [мирскими вещами], и пусть неудовлетворённость
не покоряет меня. Пусть я буду пребывать, преодолевая неудовлетворённость
каждый раз, как только она возникает» – то тогда пусть он исполнит…
Если монах
желает: «Пусть я стану покорителем страха и ужаса, и пусть страх
и ужас не покоряют меня. Пусть я буду пребывать, преодолевая
страх и ужас каждый раз, как только они возникают» – то тогда
пусть он исполнит…
Если монах
желает: «Пусть я буду тем, кто обретает по желанию без сложностей
и проблем четыре джханы, что составляют высший ум и обеспечивают
приятное пребывание здесь и сейчас» – то тогда пусть он исполнит…
Если
монах желает: «Пусть я буду касаться телом и пребывать в тех
освобождениях, умиротворённых и нематериальных, превосходящие
формы»2
– то тогда пусть он исполнит…
Если
монах желает: «Пусть с уничтожением трёх оков я стану вступившим
в поток, более не подверженным погибели нижних миров, утверждённым
[в своей участи достичь освобождения], направляющимся к просветлению»3
– то тогда пусть он исполнит…
Если
монах желает: «Пусть с уничтожением трёх оков и с ослаблением
жажды, злобы, заблуждения, я стану однажды-возвращающимся, который
лишь ещё один раз вернётся в этот мир и положит конец страданию»
– то тогда пусть он исполнит…
Если
монах желает: «Пусть с уничтожением пяти [низших] оков я возникну
спонтанно [в мире Чистых обителей] и там достигну окончательной
ниббаны, никогда более не возвращаясь из того мира [обратно
в этот]»4
– то тогда пусть он исполнит…
Сверхъестественные силы
Если монах желает: «Пусть я буду владеть различными видами сверхъестественных
сил: будучи одним, буду становиться многими; будучи многими,
буду становиться одним. Буду появляться. Буду исчезать. Буду
беспрепятственно проходить сквозь стены, бастионы, горы, как
если бы шёл сквозь пустое пространство. Буду нырять и выныривать
из земли, как если бы она была водой. Буду ходить по воде и
не тонуть, как если бы вода была сушей. Сидя со скрещёнными
ногами, буду лететь по воздуху, как крылатая птица. Своей рукой
буду касаться и ударять даже солнце и луну – настолько буду
силён и могущественен. Буду так влиять на тело, что буду достигать
даже мира Брахмы» – то тогда пусть он исполнит…
Божественное ухо
Если монах желает: «Пусть я буду слышать за счёт элемента божественного
уха, очищенного и превосходящего человеческое, оба вида звуков:
божественные и человеческие, далёкие и близкие» – то тогда пусть
он исполнит…
Чтение умов других
Если монах желает: «Пусть я буду знать умы других существ, других
личностей, направив на них свой собственный ум. Буду различать
ум с жаждой как ум с жаждой, а ум без жажды – как ум без жажды.
Буду различать ум со злобой как ум со злобой, а ум без злобы – как ум без злобы. Буду различать ум с заблуждением как ум
с заблуждением, а ум без заблуждения – как ум без заблуждения.
Буду различать сжатый ум как сжатый ум, отвлечённый ум – как
отвлечённый ум. Буду различать возвышенный ум как возвышенный
ум, а не-возвышенный ум – как не-возвышенный ум. Буду различать
ум, который можно превзойти, как ум, который можно превзойти,
а непревзойдённый ум – как непревзойдённый ум. Буду различать
сосредоточенный ум как сосредоточенный ум, а несосредоточенный
ум – как несосредоточенный ум. Буду понимать освобождённый ум
как освобождённый ум, а неосвобождённый ум – как неосвобождённый
ум» – то тогда пусть он исполнит…
Память прошлых жизней
Если монах желает: «Пусть я буду вспоминать свои многочисленные
прошлые жизни – одну жизнь, две жизни, три жизни, четыре, пять,
десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто, тысячу, сто
тысяч, многие циклы свёртывания мира, многие циклы развёртывания
мира [вспоминая:] «Там у меня было такое-то имя, я жил в таком-то
роду, имел такую-то внешность. Таковой была моя пища, таковым
было моё переживание удовольствия и боли, таковым был срок моей
жизни. Умерев там, я появился где-то ещё; и здесь у меня также
было такое-то имя, я жил в таком-то роду, имел такую-то внешность.
Таковой была моя пища, таковым было моё переживание удовольствия
и боли, таковым был срок моей жизни. Умерев там, я появился
здесь». Так я буду вспоминать свои многочисленные прошлые жизни
в подробностях и деталях» – то тогда пусть он исполнит…
Божественный глаз
Если монах желает: «Пусть божественным глазом, очищенным и превосходящим
человеческий, я увижу умирающих и перерождающихся существ. [Я
увижу] низших и высочайших, красивых и уродливых, счастливых
и несчастных. Я пойму, как существа переходят [из жизни в жизнь]
в соответствии с их поступками: «Эти достойные существа, что
имели дурное поведение телом, речью и умом, оскорблявшие благородных,
придерживавшиеся неправильных воззрений и действовавшие под
влиянием неправильных воззрений, с распадом тела, после смерти,
родились в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в нижних
мирах, [даже] в аду. Но эти достойные существа, что имели хорошее
поведение телом, речью и умом, не оскорблявшие благородных,
придерживавшиеся правильных воззрений и действовавшие под влиянием
правильных воззрений, с распадом тела, после смерти, родились
в счастливом уделе, [даже] в небесном мире». Так, божественным
глазом, очищенным и превосходящим человеческий, я увижу умирающих
и перерождающихся существ. [Я увижу] низших и высочайших, красивых
и уродливых, счастливых и несчастных. Я пойму, как существа
переходят [из жизни в жизнь] в соответствии с их поступками»
– то тогда пусть он исполнит…
Уничтожение загрязнений
Если монах желает: «Пусть за счёт уничтожения
пятен [умственных загрязнений] здесь и сейчас я войду в незапятнанное
освобождение ума, освобождении мудростью, и буду пребывать в
них, реализовав эти состояния для себя посредством прямого знания»5
– то тогда пусть он исполнит правила поведения, будет предан
внутреннему успокоению ума, не пренебрегает медитацией, обладает
прозрением, проживает в пустых хижинах.
В
отношении этого так было сказано: «Монахи, пребывайте, обладая
нравственностью, обладая Патимоккхой, сдерживая себя соблюдением
Патимоккхи, [будучи] совершенными в поведении и средствах, видя
опасность в мельчайшей оплошности, тренируйтесь, исполняя правила
тренировки».
Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились
словами Благословенного.
|