Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты,
в парке Анатхапиндики. И тогда, вечером, достопочтенный Махакоттхита,
выйдя из медитации, отправился к достопочтенному Сарипутте и по
прибытии обменялся с ним приветствиями. После обмена вежливыми
приветствиями и любезностями он сел рядом и сказал достопочтенному
Сарипутте:
Мудрость
– «Немудрый человек, немудрый человек» – так говорят, друг.
В отношении кого говорят «немудрый человек»? – «Он не понимает
мудро, он не понимает мудро» – вот почему, друг, говорят [о
ком-то] «немудрый человек». И что он не понимает мудро? Он не
понимает мудро: «Это – страдание». Он не понимает мудро: «Это
– происхождение страдания». Он не понимает мудро: «Это – прекращение
страдания». Он не понимает мудро: «Это – путь, ведущий к прекращению
страдания». «Он не понимает мудро, он не понимает мудро» – вот
почему, друг, говорят [о ком-то] «немудрый человек».
Сказав:
«Хорошо, друг», достопочтенный Махакоттхита восхитился и возрадовался
словам достопочтенного Сарипутты. Затем он задал ему следующий
вопрос:
–
«Мудрый человек, мудрый человек» – так говорят, друг. В отношении
кого говорят «мудрый человек»?
–
«Он понимает мудро, он понимает мудро» – вот почему, друг, говорят
[о ком-то] «мудрый человек». И что он понимает мудро? Он понимает
мудро: «Это – страдание». Он понимает мудро: «Это – происхождение
страдания». Он понимает мудро: «Это – прекращение страдания».
Он понимает мудро: «Это – путь, ведущий к прекращению страдания».
«Он понимает мудро, он понимает мудро» – вот почему, друг, говорят
[о ком-то] «мудрый человек».
Сознание
– «Сознание, сознание» – так говорят, друг. В отношении чего
говорят, [что это] «сознание»?
–
«Оно познаёт, оно познаёт» – вот почему, друг, говорится, [что
это] «сознание». И что оно познаёт? Оно познаёт: «приятно».
Оно познаёт: «болезненно». Оно познаёт «ни приятно, ни болезненно».
«Оно познаёт, оно познаёт» – вот почему, друг, говорится, [что
это] «сознание».
–
Мудрость и сознание, друг: эти состояния [ума] соединены или
разъединены? Возможно ли, отделив одно от другого, провести
разницу между ними?
–
Мудрость и сознание соединены, а не разъединены, друг. Невозможно,
отделив одно от другого, провести разницу между ними. Что человек
понимает мудро, то он познаёт. Что он познаёт, то он понимает
мудро. Таким образом, эти состояния [ума] соединены, а не разъединены,
и невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между
ними.
–
Каково различие, друг, между мудростью и сознанием, между этими
состояниями [ума], которые соединены, а не разъединены?
–
Различие, друг, между мудростью и сознанием, между этими состояниями
[ума], которые соединены, а не разъединены, вот какое: мудрость
следует развить, а сознание – полностью понять1.
Чувство
– «Чувство, чувство» – так говорят, друг. В отношении чего говорится
[что это] «чувство»?
–
«Оно чувствует, оно чувствует» – вот почему, друг, говорится
[что это] «чувство». И что оно чувствует? Оно чувствует удовольствие.
Оно чувствует боль. Оно чувствует ни-удовольствие-ни-боль. «Оно
чувствует, оно чувствует» – вот почему, друг, говорится, [что
это] «чувство».
Восприятие
– «Восприятие, восприятие» – так говорят, друг. В отношении
чего говорится, [что это] «восприятие»?
–
«Оно воспринимает, оно воспринимает» – вот почему, друг, говорится,
[что это] «восприятие». И что оно воспринимает? Оно воспринимает
голубое. Оно воспринимает жёлтое. Оно воспринимает красное.
Оно воспринимает белое. «Оно воспринимает, оно воспринимает»
– вот почему, друг, говорится, [что это] «восприятие».
–
Чувство, восприятие, сознание, друг, – эти состояния [ума] соединены
или разъединены? Возможно ли, отделив одно от другого, провести
разницу между ними?
–
Чувство, восприятие, сознание, друг, – эти состояния [ума] соединены,
а не разъединены. Невозможно, отделив одно от другого, провести
разницу между ними. Что человек чувствует, то он воспринимает.
Что он воспринимает, то он познаёт. Вот почему эти состояния
[ума] соединены, а не разъединены, и невозможно, отделив одно
от другого, провести разницу между ними.
Чистое
сознание ума
– Друг, что можно познать очищенным сознанием ума, отделённым
от пяти способностей [органов чувств]?
–
Друг, очищенным сознанием ума, отделённым от пяти способностей
[органов чувств], можно познать сферу безграничного пространства
как «пространство безгранично», сферу безграничного сознания
можно познать как «сознание безгранично», сферу отсутствия всего
можно познать как «здесь ничего нет».
–
Друг, чем человек понимает [какое-либо] состояние [ума], которое
можно познать?
–
Друг, состояние [ума], которое можно познать, человек понимает
глазом мудрости.
–
Друг, в чём назначение мудрости?
–
Назначение мудрости, друг, заключается в прямом знании, её назначение
– полное понимание, её назначение – оставление.
Правильные
воззрения
– Друг, сколько всего условий для возникновения правильных воззрений?
–
Друг, есть два условия для возникновения правильных воззрений:
голос другого и мудрое внимание. Таковы два условия для возникновения
правильных воззрений.
–
Друг, в сопровождении скольких факторов правильные воззрения
имеют освобождение ума своим плодом, освобождение ума своим
плодом и благом и освобождение мудростью своим плодом, освобождение
мудростью своим плодом и благом?
–
Друг, в сопровождении пяти факторов правильные воззрения имеют
освобождение ума своим плодом, освобождение ума своим плодом
и благом и освобождение мудростью своим плодом, освобождение
мудростью своим плодом и благом. Вот, друг, правильные воззрения
сопровождаются нравственностью, изучением, обсуждением, успокоением,
прозрением. В сопровождении этих пяти факторов правильные воззрения
имеют освобождение ума своим плодом, освобождение ума своим
плодом и благом и освобождение мудростью своим плодом, освобождение
мудростью своим плодом и благом.
Существование
– Друг, сколько всего видов существования?
–
Друг, есть три вида существования: существование в мире чувств,
существование в мире форм, существование в бесформенном мире.
–
Друг, как порождается возобновлённое существование в будущем?
–
Друг, возобновлённое существование в будущем порождается посредством
наслаждения в том или в этом, и у той части существ, которые
пленены неведением и спутаны жаждой.
–
Друг, как не порождается возобновлённое существование в будущем?
–
Друг, с угасанием неведения, с возникновением истинного знания,
с прекращением жажды возобновлённое существование в будущем
не порождается.
Первая
джхана
– Что такое, друг, первая джхана?
–
Вот, друг, монах, будучи отстранённым от чувственных удовольствий,
отстранённым от неблагих состояний [ума], входит [в первую джхану]
и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением
[ума на объект медитации] и удержанием [на нём] с восторгом
и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости. Это
называется первой джханой.
–
Друг, сколько факторов есть у первой джханы?
–
Друг, у первой джханы есть пять факторов. Когда монах вошёл
в первую джхану, то наличествуют направление ума, удержание
ума, восторг, удовольствие и единение ума. Вот каким образом
у первой джханы есть пять факторов.
–
Друг, сколько факторов отброшено в первой джхане и сколько факторов
наличествует?
–
Друг, пять факторов отброшены в первой джхане и пять факторов
наличествует. Когда монах вошёл в первую джхану, то чувственное
желание отброшено, недоброжелательность отброшена, лень и апатия
отброшены, неугомонность и сожаление отброшены, сомнение отброшено.
И там наличествуют направление ума, удержание ума, восторг,
удовольствие и единение ума. Вот как в первой джхане пять факторов
отброшено и пять факторов наличествует.
Пять
способностей органов чувств
– Друг, есть эти пять способностей [органов чувств], каждая
из которых имеет свой диапазон, отдельную область, и они не
переживают диапазоны и области друг друга. Это способность глаза...
уха... носа... языка... тела. И что у этих пяти способностей
– каждая из которых имеет свой диапазон, отдельную область,
которые не переживают диапазоны и области друг друга, – имеется
в качестве [их общего] места? Что переживает [все] их диапазоны
и области?
–
Друг, эти пять способностей – каждая из которых имеет свой диапазон,
отдельную область, и они не переживают диапазоны и области друг
друга, [то есть] способность глаза... уха... носа... языка...
тела, – имеют ум в качестве [их общего] места. Ум – это то,
что переживает [все] их диапазоны и области.
–
Друг, что касается этих пяти способностей – способность глаза...
уха... носа... языка... тела, – за счёт чего они продолжают
наличествовать?
–
Друг, эти пять способностей – способность глаза... уха... носа...
языка... тела – продолжают наличествовать за счёт жизненной
силы2.
–
Друг, за счёт чего продолжает наличествовать жизненная сила?
–
Жизненная сила продолжает наличествовать за счёт тепла.
–
Друг, за счёт чего продолжает наличествовать тепло? – Тепло
продолжает наличествовать за счёт жизненной силы.
–
Друг, как мы поняли, достопочтенный Сарипутта сказал так: «Жизненная
сила продолжает наличествовать за счёт тепла». И как мы поняли,
он сказал так: «Тепло продолжает наличествовать за счёт жизненной
силы». Как следует понимать эти утверждения?
–
В этом случае, друг, я приведу тебе пример, поскольку мудрые
понимают значение утверждения посредством примера. Когда горит
масляная лампа, её свечение можно увидеть в зависимости от её
пламени, а её пламя можно увидеть в зависимости от её свечения.
Точно так же жизненная сила наличествует за счёт тепла, а тепло
– за счёт жизненной силы.
Формирователи
жизненной силы
– Друг, являются ли формирователи жизненной силы тем же самым,
что можно почувствовать, или формирователи жизненной силы –
это одно, а то, что можно почувствовать – другое?
–
Формирователи жизненной силы – это не то, что можно почувствовать,
друг. Если бы формирователи жизненной силы были бы тем, что
можно почувствовать, то нельзя было бы увидеть, как монах, который
вошёл в прекращение восприятия и чувствования, выходит из него.
Поскольку формирователи жизненной силы – это одно, а то, что
можно почувствовать, – другое, то можно увидеть, как монах,
который вошёл в прекращение восприятия и чувствования, выходит
из него3.
–
Друг, сколько состояний отсутствует в теле, которое оставлено
и покинуто, лежит, точно бесчувственное полено?
–
Друг, когда в этом теле отсутствуют эти три состояния – жизненная
сила, тепло и сознание – оно оставлено и покинуто, лежит, точно
бесчувственное полено.
–
Друг, в чём отличие между тем, кто мёртв, чей срок вышел, и
монахом, который вошёл в прекращение восприятия и чувствования?
–
Друг, в случае с мёртвым, чей срок вышел, его телесные формации
угасли и утихли, его словесные формации угасли и утихли, его
умственные формации угасли и утихли, его жизненная сила исчерпалась,
его тепло рассеялось, его способности полностью разрушены. А
в случае с монахом, вошедшим в прекращение восприятия и чувствования,
его телесные формации угасли и утихли, его словесные формации
угасли и утихли, его умственные формации угасли и утихли, [но]
его жизненная сила не исчерпана, его тепло не рассеялось, его
способности стали неимоверно чисты. В этом отличие между тем,
кто мёртв, чей срок вышел, и монахом, который вошёл в прекращение
восприятия и чувствования.
Виды освобождения ума
– Друг, сколько всего условий для достижения ни-приятного-ни-болезненного
освобождения ума?
–
Друг, есть четыре условия для достижения ни-приятного-ни-болезненного
освобождения ума. Вот, с оставлением удовольствия
и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и грусти,
некий монах входит [в четвёртую джхану] и пребывает в четвёртой
джхане, которая является ни-приятной-ни-болезненной, характеризуется
чистейшей осознанностью из-за невозмутимости. Таковы четыре
условия для достижения ни-приятного-ни-болезненного освобождения
ума4.
–
Друг, сколько всего условий для достижения беспредметного освобождения
ума?5
–
Друг, есть два условия для достижения беспредметного освобождения
ума: не-внимание, уделяемое всем образам [предметов], и внимание,
уделяемое беспредметному элементу. Таковы два условия для достижения
беспредметного освобождения ума.
–
Друг, сколько всего условий для устойчивости беспредметного
освобождения ума?
–
Друг, есть три условия для устойчивости беспредметного освобождения
ума: не-внимание, уделяемое всем образам [предметов], и внимание,
уделяемое беспредметному элементу, и предшествующее решение
[пребывать в этом состоянии нужное время]. Таковы три условия
для устойчивости беспредметного освобождения ума.
–
Друг, сколько всего [есть] условий для выхода из беспредметного
освобождения ума?
–
Друг, есть два условия для выхода из беспредметного освобождения
ума: внимание, уделяемое всем образам [предметов], и не-внимание,
уделяемое беспредметному элементу. Таковы два условия для выхода
из беспредметного освобождения ума.
–
Друг, безмерное освобождение ума, освобождение ума отсутствием
всего, пустотное освобождение ума, беспредметное освобождение
ума – различны эти состояния как в обозначении, так и в сути,
или же у них одна суть, но различается лишь название?
–
Друг, безмерное освобождение ума, освобождение ума отсутствием
всего, пустотное освобождение ума, беспредметное освобождение
ума – есть способ объяснения [того], когда эти состояния различны
и в сути, и в обозначении, и есть способ объяснения [того],
когда эти состояния имеют одну суть, но различны лишь в названии.
И каков,
друг, способ объяснения [того], когда эти состояния различны
и в сути, и в обозначении? Вот, монах пребывает, наполняя первую
сторону света умом, наделённым доброжелательностью, равно как
и вторую, равно как и третью, равно как и четвёртую. Вверх,
вниз, вокруг и всюду, и ко всем, как к самому себе, – он пребывает,
охватывая и наполняя весь мир умом, наделённым доброжелательностью, – обильным, возвышенным, безмерным, не имеющим враждебности
и недоброжелательности.
Он пребывает,
наполняя первую сторону света умом, наделённым состраданием...
умом, наделённым сорадованием... умом, наделённым невозмутимостью,
равно как и вторую, равно как и третью, равно как и четвёртую.
Вверх, вниз, вокруг и всюду, как к самому себе, – он пребывает,
охватывая и наполняя весь мир умом, наделённым невозмутимостью, – обильным, возвышенным, безмерным, не имеющим враждебности
и недоброжелательности. Это называется безмерным освобождением
ума.
И
что такое, друг, освобождение ума отсутствием всего? Вот, монах
с полным преодолением сферы безграничного сознания, осознавая:
«Здесь ничего нет» входит в сферу отсутствия всего и пребывает
в ней. Это называется освобождением ума отсутствием всего.
И
что такое, друг, пустотное освобождение ума? Вот, монах, уйдя
в лес, к подножию дерева, в пустую хижину, рассуждает так: «Это
пусто от "я" или чего-либо, присущего "я"».
Это называется пустотным освобождением ума.
И
что такое, друг, беспредметное освобождение ума? Вот, с не-вниманием
ко всем образам [предметов] монах входит в беспредметное сосредоточение
ума и пребывает в нём. Это называется беспредметным освобождением
ума.
Таков
способ объяснения [того], когда эти состояния различны и в сути,
и в обозначении.
И
каков способ объяснения [того], друг, когда эти состояния одинаковы
в сути, но различны только в названии?
Страсть,
друг, – это создатель измерения. Злоба – это создатель измерения.
Заблуждение – это создатель измерения. В монахе, чьи пятна уничтожены,
эти [три корня] были отброшены, уничтожены, срезаны под корень,
сделаны подобными обрубку пальмы, уничтожены так, что не смогут
возникнуть в будущем. Среди всех видов безмерного освобождения
ума [подобное] нерушимое освобождение ума объявляется наилучшим.
И это нерушимое освобождение ума пусто от страсти, пусто от
злобы, пусто от заблуждения.
Страсть – это что-то. Злоба – это что-то. Заблуждение – это что-то.
В монахе, чьи пятна уничтожены, эти [три корня] были отброшены,
уничтожены, срезаны под корень, сделаны подобными обрубку пальмы,
уничтожены так, что не смогут возникнуть в будущем. Среди всех
видов освобождения ума отсутствием всего [подобное] нерушимое
освобождение ума объявляется наилучшим. И это нерушимое освобождение
ума пусто от страсти, пусто от злобы, пусто от заблуждения.
Страсть – это создатель образов. Злоба – это создатель образов. Заблуждение – это создатель образов. В монахе, чьи пятна уничтожены, эти
[три корня] были отброшены, уничтожены, срезаны под корень,
сделаны подобными обрубку пальмы, уничтожены так, что не смогут
возникнуть в будущем. Среди всех видов беспредметного освобождения
ума [подобное] нерушимое освобождение ума объявляется наилучшим.
И это нерушимое освобождение ума пусто от страсти, пусто от
злобы, пусто от заблуждения.
Таков,
друг, способ объяснения [того], когда эти состояния одинаковы
в сути, но различны только в названии.
Так сказал достопочтенный Сарипутта. Достопочтенный Махакоттхита
был доволен и восхитился словами достопочтенного Сарипутты.
|