Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Махатанхасанкхая-сутта: Большое наставление об уничтожении жажды
МН 38

 
редакция перевода: 16.11.2020
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 349"

Содержание

Обусловленность сознания
Существование
Зависимое возникновение и питание
Личное знание
Рождение и страдания
Последовательные этапы практики


Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. И в то время пагубное воззрение возникло в монахе по имени Сати, сыне рыбака: «Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, именно это же самое сознание скитается и блуждает по круговерти перерождений, а не другое».
Несколько монахов, услышав об этом, отправились к монаху Сати и спросили его:
– Друг Сати, правда ли, что такое пагубное воззрение возникло в тебе?
– Именно так, друзья. Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, именно это же самое сознание скитается и блуждает по круговерти перерождений, а не другое.
Тогда те монахи, желая отвадить его от этого пагубного воззрения, стали расспрашивать, переспрашивать, давить [на него] так:
– Друг Сати, не говори так. Не искажай сказанного Благословенным. Ведь это не благостно – искажать сказанное Благословенным. Благословенный так бы не сказал, ведь многими путями Благословенный утверждал, что сознание возникло зависимо, так как без условия нет возникновения сознания.
И хотя те монахи расспрашивали его, переспрашивали, давили [на него], монах Сати, сын рыбака, всё равно продолжал упрямо держаться за это пагубное воззрение, продолжал настаивать на нём. Поскольку монахи не могли отвадить его от этого пагубного воззрения, они отправились к Благословенному и, поклонившись ему, сели рядом и рассказали ему обо всём, что произошло, добавив:
– Уважаемый, поскольку мы не смогли отвадить монаха Сати, сына рыбака, от этого пагубного воззрения, мы сообщили об этом Благословенному.
Тогда Благословенный обратился к некоему монаху так:
– Ну же, монах, скажи монаху Сати, сыну рыбака, от моего имени, что Учитель зовёт его.
– Да, уважаемый, – ответил он, отправился к монаху Сати и сказал ему: «Учитель зовёт тебя, друг Сати».
– Да, друг, – ответил тот, отправился к Благословенному, поклонился ему и сел рядом. Благословенный спросил его:
– Сати, правда ли, что такое пагубное воззрение возникло в тебе: «Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, именно это же самое сознание скитается и блуждает по круговерти перерождений, а не другое»?
– Именно так, уважаемый. Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, именно это же самое сознание скитается и блуждает по круговерти перерождений, а не другое.
– Что это за сознание, Сати?
– Уважаемый, это то, что говорит, чувствует, переживает здесь и там плоды хороших и плохих поступков.
– Глупый ты человек, кого же я обучал Дхамме таким образом? Глупый ты человек, разве не говорил я различными способами, что сознание возникло зависимо, так как без условия нет возникновения сознания? Но ты, глупый человек, исказил сказанное нами своим неправильным ухватыванием [Дхаммы], навредил себе, накопил много неблагих заслуг. Это приведёт к вреду для тебя и твоему страданию на долгое время.
Затем Благословенный обратился к монахам так:
– Монахи, как вы думаете? Зажёг ли этот монах Сати, сын рыбака, хотя бы искру мудрости в этой Дхамме и Винае?
– Как такое возможно, уважаемый? Нет, уважаемый.
Когда так было сказано, монах Сати, сын рыбака, замолк, смутился, сидел с опущенными плечами и поникшей головой, угрюмый, без ответа. И тогда, отметив это, Благословенный сказал ему:
– Глупый ты человек, тебя запомнят за твоё пагубное воззрение. [А теперь] я расспрошу монахов на эту тему.
Затем Благословенный обратился к монахам так:
– Монахи, понимаете ли вы Дхамму, которой я научил, точно также, как и этот монах Сати, сын рыбака, когда он искажает сказанное нами своим неправильным ухватыванием [Дхаммы], вредя себе, накапливая много неблагих заслуг?
– Нет, уважаемый. Ведь во многих наставлениях Благословенный утверждал, что сознание возникло зависимо, так как без условия нет возникновения сознания.
– Хорошо, монахи. Хорошо, что вы так понимаете Дхамму, которой я научил. Ведь многими способами я утверждал, что сознание возникло зависимо, так как без условия нет возникновения сознания. Но этот монах Сати, сын рыбака, исказил сказанное нами своим неправильным ухватыванием [Дхаммы], навредил себе, накопил много неблагих заслуг. Это приведёт к вреду для него и страданию на долгое время.

Обусловленность сознания

Монахи, сознание рассматривается на основании определённого условия, в зависимости от которого оно возникает. Когда сознание возникает в зависимости от глаза и форм, оно рассматривается как сознание глаза. Когда сознание возникает в зависимости от уха и звуков, оно рассматривается как сознание уха. Когда сознание возникает в зависимости от носа и запахов, оно рассматривается как сознание носа. Когда сознание возникает в зависимости от языка и вкусов, оно рассматривается как сознание языка. Когда сознание возникает в зависимости от тела и осязаемых вещей, оно рассматривается как сознание тела. Когда сознание возникает в зависимости от ума и умственных феноменов, оно рассматривается как сознание ума.
[Это] подобно тому, как огонь рассматривается на основании определённого условия, в зависимости от которого он горит. Когда огонь горит в зависимости от поленьев, он считается огнём поленьев. Когда огонь горит в зависимости от охапки хвороста, он считается огнём охапки хвороста. Когда огонь горит в зависимости от травы, он считается огнём травы. Когда огонь горит в зависимости от коровьего навоза, он считается огнём коровьего навоза. Когда огонь горит в зависимости от сена, он считается огнём сена. Когда огонь горит в зависимости от мусора, он считается огнём мусора. Точно также сознание рассматривается на основании определённого условия, в зависимости от которого оно возникает1. Когда сознание возникает в зависимости от глаза… Когда сознание возникает в зависимости от ума и умственных феноменов, оно рассматривается как сознание ума.

Существование

Монахи, видите ли вы [так]: «Это возникло»?2
– Да, уважаемый.
– Монахи, видите ли вы [так]: «Происхождение этого проистекает с этим в качестве питания»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, видите ли вы [так]: «С прекращением питания, то, что возникло, подвержено прекращению»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, возникает ли сомнение у того, кто неуверен, подобным образом: «Возникло ли это?»
– Да, уважаемый.
– Монахи, возникает ли сомнение у того, кто не неуверен, подобным образом: «Проистекает ли происхождение этого с этим в качестве питания?»
– Да, уважаемый.
– Монахи, возникает ли сомнение у того, кто неуверен, подобным образом: «С прекращением этого питания, подвержено ли прекращению то, что возникло?»
– Да, уважаемый.
– Монахи, отброшено ли сомнение в том, кто видит правильной мудростью в соответствии с действительностью так: «Это возникло»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, отброшено ли сомнение в том, кто видит правильной мудростью в соответствии с действительностью так: «Происхождение этого проистекает с этим в качестве питания»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, отброшено ли сомнение в том, кто видит правильной мудростью в соответствии с действительностью так: «С прекращением питания, то, что возникло, подвержено прекращению»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, так лишены ли вы подобным образом сомнения в отношении этого: «Это возникло»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, так лишены ли вы подобным образом сомнения в отношении этого: «Происхождение этого проистекает с этим в качестве питания»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, так лишены ли вы подобным образом сомнения в отношении этого: «С прекращением питания, то, что возникло, подвержено прекращению»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, тщательно ли это было увидено вами в соответствии с действительностью правильной мудростью так: «Это возникло»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, тщательно ли это было увидено вами в соответствии с действительностью правильной мудростью так: «Происхождение этого проистекает с этим в качестве питания»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, тщательно ли это было увидено вами в соответствии с действительностью правильной мудростью так: «С прекращением питания, то, что возникло, подвержено прекращению»?
– Да, уважаемый.
– Монахи, когда это воззрение такое очищенное и яркое, то если вы будете держаться за него, лелеять его, хранить его, считать его своей собственностью, поймёте ли вы тогда Дхамму, которой я научил, сравнивая её с плотом, цель которого в том, чтобы переплыть, а не в том, чтобы [за него] держаться?3
– Нет, уважаемый.
– Монахи, когда это воззрение такое очищенное и яркое, то, если вы не будете держаться за него, лелеять его, хранить его, считать его своей собственностью, поймёте ли вы тогда Дхамму, которой я научил, сравнивая её с плотом, цель которого в том, чтобы переплыть, а не в том, чтобы [за него] держаться?
– Да, уважаемый.

Питание и зависимое возникновение

– Монахи, есть четыре вида питания для поддержания существ, которые уже возникли, и для содействия тем, которые собираются возникнуть. Какие четыре?

*
физическая пища как питание – грубая или утончённая;
* второй [вид] – контакт;
* третий – умственное волевое намерение;
* четвёртый – сознание.

Монахи, и в отношении этих четырёх видов питания – что является их источником, что является их происхождением, из чего они порождаются и проистекают? Эти четыре вида питания имеют своим источником жажду. Жажда – их происхождение, они порождаются и проистекают из жажды.
И в отношении этой жажды – что является её источником, что является её происхождением, из чего она порождается и проистекает? Эта жажда имеет своим источником чувство. Чувство – её происхождение, она порождается и проистекает из чувства.

И в отношении этого чувства: что является его источником… Контакт…
И в отношении этого контакта: что является его источником… Шесть сфер…
И в отношении этих шести сфер: что является их источником… Имя-и-форма...
И в отношении этой имени-и-формы: что является её источником… Сознание…
И в отношении этого сознания: что является его источником… Формирователи…

И в отношении этих формирователей – что является их источником, что является их происхождением, из чего они порождаются и проистекают? Эти формирователи имеют своим источником неведение. Неведение – их происхождение, они порождаются и проистекают из неведения.

Возникновение


Так, монахи:

*
С неведением как условием – формирователи [возникают].
* С формирователями как условием – сознание [возникает].
* С сознанием как условием – имя-и-форма [возникает].
* С именем-и-формой как условием – шесть сфер [возникают].
* С шестью сферами как условием – контакт [возникает].
* С контактом как условием – чувство [возникает].
* С чувством как условием – жажда [возникает].
* С жаждой как условием – цепляние [возникает].
* С цеплянием как условием – существование [возникает].
* С существованием как условием – рождение [возникает].
* С рождением как условием, старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние возникают.
Таково происхождение всей этой груды страданий.
«С рождением как условием – старение-и-смерть [возникают]» – так было сказано. И теперь, монахи, имеет старение-и-смерть рождение своим условием или же нет, или как вы считаете в этом случае?
– Старение-и-смерть имеют рождение своим условием, уважаемый. Вот как мы считаем в этом случае: «С рождением как условием – старение-и-смерть [возникают]».

«С cуществованием как условием – рождение…
«С цеплянием как условием – существование…
«С жаждой как условием – цепляние…
«С чувством как условием – жажда…
«С контактом как условием – чувство…
«С шестью сферами как условием – контакт…
«С именем-и-формой как условием – шесть сфер…
«С сознанием как условием – имя-и-форма…
«С формирователями как условием – сознание…

«С неведением как условием – формирователи [возникают]» – так было сказано. И теперь, монахи, имеют формирователи неведение своим условием или же нет, или как вы считаете в этом случае?
– Формирователи имеют неведение своим условием, уважаемый. Вот как мы считаем в этом случае: «С неведением как условием – формирователи [возникают]».
– Хорошо, монахи. Вы говорите так, и я тоже так говорю: «Когда это существует, возникает то; с возникновением этого, возникает и то». Так, с неведением как условием – формирователи [возникают]… с рождением как условием – старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние возникают. Таково происхождение всей этой груды страданий.

Прекращение

Но с безостаточным угасанием и

*
прекращением неведения происходит прекращение формирователей.
* С прекращением формирователей [происходит] прекращение сознания.
* С прекращением сознания [происходит] прекращение имени-и-формы.
* С прекращением имени-и-формы [происходит] прекращение шести сфер.
* С прекращением шести сфер [происходит] прекращение контакта.
* С прекращением контакта [происходит] прекращение чувства.
* С прекращением чувства [происходит] прекращение жажды.
* С прекращением жажды [происходит] прекращение цепляния.
* С прекращением цепляния [происходит] прекращение существования.
* С прекращением существования [происходит] прекращение рождения.
* С прекращением рождения – старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние прекращаются.
Таково прекращение всей этой груды страданий.
«С прекращением рождения [происходит] прекращение старения-и-смерти» – так было сказано. И теперь, монахи, прекращается ли старение-и-смерть с прекращением рождения или же нет, или как вы считаете в этом случае?
– Старение-и-смерть прекращается с прекращением рождения, уважаемый. Вот как мы считаем в этом случае: «С прекращением рождения [происходит] прекращение старения-и-смерти».

«С прекращением существования [происходит] прекращение рождения…
«С прекращением цепляния [происходит] прекращение существования…
«С прекращением жажды [происходит] прекращение цепляния…
«С прекращением чувства [происходит] прекращение жажды…
«С прекращением контакта [происходит] прекращение чувства…
«С прекращением шести сфер [происходит] прекращение контакта…
«С прекращением имени-и-формы [происходит] прекращение шести сфер…
«С прекращением сознания [происходит] прекращение имени-и-формы…
«С прекращением формирователей [происходит] прекращение сознания…

«C прекращением неведения [происходит] прекращение формирователей» – так было сказано. И теперь, монахи, прекращаются ли формирователи с прекращением неведения или же нет, или как вы считаете в этом случае?
– Формирователи прекращаются с прекращением неведения, уважаемый. Вот как мы считаем в этом случае: «C прекращением неведния [происходит] прекращение формирователей».
– Хорошо, монахи. Вы говорите так, и я тоже так говорю: «Когда этого не существует, не возникает и того; с прекращением этого, прекращается и то». Так, с прекращением неведения происходит прекращение формирователей… С прекращением рождения прекращаются старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние. Таково прекращение всей этой груды страданий.

Личное знание

Монахи, зная и видя так, стали бы вы убегать в прошлое так: «Были ли мы в прошлом? Не было ли нас в прошлом? Чем мы были в прошлом? Какими мы были в прошлом? Будучи чем, мы стали такими в прошлом?»
– Нет, уважаемый.
– Зная и видя этот путь, стали бы вы убегать в будущее так: «Будем ли мы в будущем? Не будет ли нас в будущем? Чем мы будем в будущем? Какими мы будем в будущем? Будучи чем, мы будем такими в будущем?»
– Нет, уважаемый.
– Зная и видя этот путь, стали бы вы внутренне запутанными в отношении настоящего: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда взялось это существо? Куда оно уйдёт?»
– Нет, уважаемый.
– Монахи, зная и видя так, говорили бы вы следующим образом: «Учитель уважаем нами. Мы говорим так, как говорим, [просто лишь] из-за уважения к Учителю»?
– Нет, уважаемый.
– Зная и видя так, говорили бы вы следующим образом: «Отшельник говорит так, и мы говорим так по приказу Отшельника»?
– Нет, уважаемый.
– Зная и видя так, признавали бы вы другого учителя?
– Нет, уважаемый.
– Зная и видя так, вернулись бы вы к предписаниям, шумным дебатам, счастливым знамениям заурядных жрецов и отшельников, взяв их за сердцевину [святой жизни]?
– Нет, уважаемый.
– Говорите ли вы только то, что узнали, увидели, поняли сами?
– Да, уважаемый.
– Хорошо, монахи. Я вёл вас этой Дхаммой, которая видима здесь и сейчас, незамедлительно действенная, приглашающая к исследованию, ведущая вперёд, переживаемая мудрыми для себя. Ведь в отношении этого так было сказано: «Монахи, эта Дхамма видима здесь и сейчас, незамедлительно действенная, приглашающая к исследованию, ведущая вперёд, переживаемая мудрыми для себя».

Рождение и страдания

Монахи, нисхождение эмбриона происходит посредством единения трёх вещей. Бывает так, что имеет место единение отца и матери, но у матери неподходящий период и нет гандхаббы. В этом случае нет нисхождения эмбриона. Бывает так, что имеет место единение отца и матери, у матери подходящий период, но нет гандхаббы. В этом случае [также] нет нисхождения эмбриона. Но когда имеет место единение отца и матери, у матери подходящий период и есть гандхабба, то посредством единения этих трёх вещей происходит нисхождение эмбриона4.
Затем мать носит эмбрион в своей утробе девять или десять месяцев с большим волнением, точно тяжкий груз. Далее, по окончании девяти или десяти месяцев, у матери происходят роды с большим волнением, точно тяжкий груз. Далее, когда ребёнок рождается, она кормит его своей же кровью, поскольку грудное молоко матери называется «кровью» в Дисциплине Благородных.
Когда он вырастает и его способности созревают, ребёнок играет в такие игры как игрушечные плуги, игры в палки, кувырки, игры с ветряными колёсами, игры с мерами, игры с игрушечными повозками, игры с игрушечными стрелами и луками.
Когда он вырастает и его способности созревают [ещё больше], юный, он наслаждается, будучи наделённым и обеспеченным пятью нитями чувственных удовольствий – формами, познаваемыми глазом… звуками… запахами… вкусами… осязаемыми вещами, познаваемыми телом, – желанными, желаемыми, приятными, привлекательными, связанными с чувственным желанием, вызывающими страсть.
Видя форму глазом, он влечётся к ней, если она приятная, и питает неприязнь, если она неприятная. Он пребывает с неутверждённой осознанностью к телу, с ограниченным умом, и он не понимает в соответствии с действительностью освобождения ума и освобождения мудростью, где эти плохие, неблагие состояния [ума] прекращаются без остатка. Будучи вовлечённым в благоволение и отторжение, какое бы чувство он ни испытывал – приятное, болезненное, ни-приятное-ни-болезненное – он наслаждается этим чувством, приветствует его, продолжает удерживать его5. По мере того как он делает так, наслаждение возникает в нём. А наслаждение чувством является цеплянием. С цеплянием как условием [возникает] существование. С существованием как условием [возникает] рождение. С рождением как условием старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние возникают. Таково происхождение всей этой груды страданий.

Слыша ухом звук…
Обоняя носом запах…
Пробуя языком вкус…
Касаясь осязаемой вещи телом…

Познавая умственный феномен умом, он влечётся к нему, если он приятный, и питает неприязнь, если он неприятный… Таково происхождение всей этой груды страданий.

Последовательные этапы практики

Вот, монахи, Татхагата возникает в мире – совершенный и полностью просветлённый. Он обучает Дхамме… 6 входит и пребывает в первой джхане… второй… третьей… четвёртой джхане, которая является ни-приятной-ни-болезненной, характеризуется чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.
Видя форму глазом, он не влечётся к ней, если она приятная, и не питает неприязни, если она неприятная. Он пребывает с утверждённой осознанностью к телу, с безмерным умом, и он понимает в соответствии с действительностью освобождение ума и освобождение мудростью, где эти плохие, неблагие состояния [ума] прекращаются без остатка. Так, отбросив благоволение и отторжение, какое бы чувство он ни испытывал – приятное, болезненное, ни-приятное-ни-болезненное – он не наслаждается этим чувством, не приветствует его, не продолжает удерживать его. Поскольку он не делает так, наслаждение чувствами прекращается в нём. С прекращением его наслаждения происходит прекращение цепляния. С прекращением цепляния [происходит] прекращение существования. С прекращением существования [происходит] прекращение рождения. С прекращением рождения старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страданий.

Слыша ухом звук…
Обоняя носом запах…
Пробуя языком вкус…
Касаясь осязаемой вещи телом…

Познавая умственный феномен умом, он не влечётся к нему, если он приятный, и не питает неприязни, если он неприятный… Таково прекращение всей этой груды страданий.
Монахи, запомните это моё [наставление] кратко как освобождение в уничтожении жажды. Но [помните и] монаха Сати, сына рыбака, как пойманного в обширные сети жажды, в невод жажды.

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.



1 Комментарий: Цель метафоры – показать, что нет перехода [одного и того же] сознания по дверям чувств. Подобно тому как огонь поленьев горит в зависимости от поленьев и гаснет, когда [это] топливо израсходовалось, не переходя к охапке хвороста и не становясь огнём охапки хвороста, точно также сознание возникшее в двери глаза, зависимое от глаза и форм, прекращается, когда его условия устранены, [при этом] не переходя к уху и так далее и не становясь сознанием уха и так далее. Поэтому Будда говорит, по сути: "В проистечении сознания нет даже перехода от двери [органа чувств] к двери, так как может этот глупый человек Сати говорить о переходе от существования к существованию [то есть – от этой жизни к следующей]?"

2 SV: Комментарий поясняет, что "это" здесь означает пять совокупностей, которые возникают с питанием как условием.

3 Бодхи: Так сказано, чтобы показать монахам, что им не следует цепляться даже за правильное воззрение медитации прозрения. Пример с плотом и Дхаммой приведён в МН 22.

SV: Стоит отметить, что в примере с плотом показано, что отпустить Дхамму (в том числе и правильные воззрения) нужно только после достижения дальнего берега, то есть арахантства. До этого момента за плот Дхаммы держаться необходимо, иначе можно попросту "утонуть" (сбиться с пути).

4 SV: Согласно заметке достопочтенного Бодхи, под гандхаббой здесь можно понимать поток сознания живого существа, которое должно родиться.

5

Бодхи: Комментарий поясняет, что он наслаждается болезненным чувством за счёт цепляния к нему идеями "я" и "моё". В подтверждение фразы о том, что заурядный человек может наслаждаться болезненными чувствами, приходит мысль не только о полноценном мазохизме, но и о распространённой тенденции людей ставить себя же в стрессовые ситуации, чтобы усилить ощущение эго.


6 SV: Здесь идёт длинный фрагмент, описывающий этапы практики в точности как в МН 27.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.