Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Ваммика-сутта: Муравейник
МН 23

 
редакция перевода: 17.02.2024
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 237"

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. В то время достопочтенный Кумара Кассапа1 проживал в роще Слепых. И когда наступила глубокая ночь, некое божество, [обладающее] прекрасным обликом, осветив всю рощу Слепых, подошло к достопочтенному Кумара Кассапе и встало рядом2. Стоя там, божество сказало ему:
Монах, этот муравейник дымится ночью и полыхает днём.
Так говорил брахман: «Рой ножом, о мудрейший». Роя ножом, мудрейший увидел засов. Засов, о почтенный».
Так говорил брахман: «Выбрось засов. Рой ножом, о мудрейший». Роя ножом, мудрейший увидел жабу. Жаба, о почтенный».
Так говорил брахман: «Выбрось жабу. Рой ножом, о мудрейший». Роя ножом, мудрейший увидел рогатину. Рогатина, о почтенный».
Так говорил брахман: «Выбрось рогатину. Рой ножом, о мудрейший». Роя ножом, мудрейший увидел сито. Сито, о почтенный».
Так говорил брахман: «Выбрось сито. Рой ножом, о мудрейший». Роя ножом, мудрейший увидел черепаху. Черепаха, о почтенный».
Так говорил брахман: «Выбрось черепаху. Рой ножом, о мудрейший». Роя ножом, мудрейший увидел мясницкий нож и колоду. Мясницкий нож и колода, о почтенный».
Так говорил брахман: «Выбрось мясницкий нож и колоду. Рой ножом, о мудрейший». Роя ножом, мудрейший увидел кусок мяса. Кусок мяса, о почтенный».
Так говорил брахман: «Выбрось кусок мяса. Рой ножом, о мудрейший». Роя ножом, мудрейший увидел Нага-змею. Нага-змея, о почтенный».
Так говорил брахман: «Оставь Нага-змею. Не причиняй вреда Наге-змее. Почитай Нага-змею».
Монах, тебе следует пойти к Благословенному и спросить его об этой загадке. Как Благословенный расскажет тебе, так ты и должен это запомнить. Монах, я не вижу в этом мире с его богами, с его Марами, с его Брахмами, в этом поколении с его жрецами и отшельниками, князьями и [простыми] людьми, никого, кроме Татхагаты или ученика Татхагаты, или того, кто выучил это от них, кто мог бы удовлетворить ум объяснением этой загадки».
Так сказало то божество, после чего тут же исчезло.
И когда ночь подошла к концу, достопочтенный Кумара Кассапа отправился к Благословенному. Поклонившись ему, он сел рядом и рассказал Благословенному обо всём, что произошло. Затем он спросил:
– Уважаемый, что такое «муравейник», что такое «дымление ночью», и что такое «полыхание днём»? Кто такие «брахман», «мудрейший»? Что такое «нож», что такое «рытьё», что такое «засов», что такое «жаба», «что такое рогатина», что такое «сито», что такое «черепаха», что такое «мясницкий нож и колода», что такое «кусок мяса», что такое «Нага-змея»?
– Монах, муравейник – это обозначение этого самого тела, созданного из материальной формы, состоящей из четырёх великих элементов, порождённое отцом и матерью, выстроенное из варёного риса и каши, подверженное непостоянству, износу, стиранию, распаду и разложению.
То, над чем человек размышляет и [то, что он] обдумывает ночью, основываясь на собственных поступках, [совершённых] во время дня, является «дымлением ночью».
Поступки, которые человек осуществляет в течение дня телом, речью, и умом после размышления и обдумывания ночью, является «полыханием днём».
Брахман – это обозначение Татхагаты, совершенного и полностью просветлённого. Мудрейший – это обозначение монаха, осуществляющего высшую тренировку. Нож – это обозначение благородной мудрости. Рытьё – это обозначение зарождения усердия.
Засов – это обозначение неведения3. «Выбрось засов: отбрось неведение. Рой ножом, о мудрейший». Вот каково значение.
Жаба – это обозначение злобы и раздражительности. «Выбрось жабу: отбрось злобу и раздражительность. Рой ножом, о мудрейший». Вот каково значение.
Рогатина – это обозначение сомнения. «Выбрось рогатину: отбрось сомнение. Рой ножом, о мудрейший». Вот каково значение.
Сито – это обозначение пяти помех, то есть, помехи чувственного желания, помехи недоброжелательности, помехи лени и апатии, помехи неугомонности и сожаления, помехи сомнения. «Выбрось сито: отбрось пять помех. Рой ножом, о мудрейший». Вот каково значение.
Черепаха – это обозначение пяти совокупностей, подверженных цеплянию4, то есть, материальной формы как совокупности, подверженной цеплянию, чувства… восприятия… формаций [ума]… сознания как совокупности, подверженной цеплянию. «Выбрось черепаху: отбрось пять совокупностей, подверженных цеплянию. Рой ножом, о мудрейший». Вот каково значение.
Мясницкий нож и колода – это обозначение пяти нитей чувственного удовольствия5: форм, познаваемых глазом… звуков, познаваемых ухом… запахов, познаваемых носом… вкусов, познаваемых языком… осязаемых вещей, познаваемых телом – [которые] желанные, желаемые, приятные, привлекательные, связанные с чувственным желанием, вызывающие страсть. «Выбрось мясницкий нож и колоду: отбрось пять нитей чувственного удовольствия, подверженных цеплянию. Рой ножом, о мудрейший». Вот каково значение.
Кусок мяса – это обозначение наслаждения и страсти6. «Выбрось кусок мяса: отбрось наслаждение и страсть. Рой ножом, о мудрейший». Вот каково значение.
Нага-змея – это обозначение монаха, который уничтожил пятна [умственных загрязнений]. «Оставь Нага-змею. Не причиняй вреда Наге-змее. Почитай Нага-змею». Вот каково значение.

Так сказал Благословенный. Достопочтенный Кумара Кассапа был доволен и восхитился словами Благословенного.


1 Бодхи: Кумара Кассапа – приёмный сын царя Пасенади из Косалы. Он был рождён женщиной, которая не знала о беременности и стала монахиней после зачатия. Ко времени произнесения данной беседы Кумара Кассапа всё ещё был учеником (секха), а после достиг арахантства, используя как объект своей медитации тему этой самой сутты.

2 Бодхи: Согласно Комментарию, этим божеством был не-возвращающийся из Чистых обителей. Он, а также Кумара Кассапа были в числе пяти монахов, практиковавших медитацию на горе во времена Будды Кассапы. Это же самое божество побудило Бахию Даручирию (ещё одного из этой группы пяти монахов) навестить Будду (см. Уд 1.10).

3 SV: Комментарий поясняет, что подобно тому как засов, который запирает врата и не даёт людям попасть в город, так и неведение запирает вход в ниббану.

4 Бодхи: Комментарий поясняет, что четыре лапы и голова черепахи обозначают пять совокупностей.

5 Комментарий: "Существ, желающих чувственных наслаждений, рубят мясницким ножом чувственных желаний на колоде чувственных объектов".

6 Бодхи: См. МН 54.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.