Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру  
  
 

 
  ٭
.

Витаккасантхана-сутта: Устранение отвлекающих мыслей
МН 20

 
редакция перевода: 06.02.2024
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Bodhi & Nyanamoli"

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так:
«Монахи!»
«Уважаемый», – отвечали монахи.
Благословенный сказал:
«Монахи, когда монах занимается [тренировкой] высшего ума, то есть пять образов, которым он должен уделять внимание время от времени. Какие пять?

Переключение на благие мысли

Монахи, вот, монах уделяет внимание некоему образу, и из-за этого образа в нём возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением. Ему следует уделять внимание некоему иному образу, связанному с тем, что является благим. Когда он уделяет внимание некоему иному образу, связанному с тем, что является благим, то тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.
Подобно тому как умелый плотник или его ученик использовал бы небольшой колышек, чтобы выбить, вытащить, извлечь большой колышек, точно так же, когда монах уделяет внимание некоему образу, из-за этого образа в нём возникают плохие, неблагие мысли... он уделяет внимание некоему иному образу... ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.

Опасность неблагих мыслей

Если, когда он уделяет внимание некоему иному образу, связанному с тем, что является благим, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, то ему следует изучить опасность этих мыслей так: «Эти мысли – неблагие, они достойны порицания, они приводят к страданию». Когда он изучает опасность этих мыслей, тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.
Подобно тому как юная, молодая девушка или молодой человек, довольствующийся украшениями, был бы шокирован, оскорблён, испытал бы омерзение, если бы труп змеи, собаки или человека повесили бы ему на шею – точно так же... ему следует изучить опасность этих мыслей... его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.

Забывание неблагих мыслей

Если, когда он изучает опасность этих мыслей, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, то ему следует постараться забыть эти мысли, не уделять им внимание. Когда он старается забыть эти мысли, не уделять им внимание, тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.
Подобно тому как человек с хорошим зрением, который не хотел бы видеть формы, что попадают в поле его зрения, закрыл бы глаза или отвернулся, – точно так же, если, когда он изучает опасность этих мыслей, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли... он старается забыть эти мысли, [старается] не уделять им внимание... ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.

Расслабление неблагих мыслей

Если, когда он старается забыть эти мысли, [старается] не уделять им внимание, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, то ему следует уделить внимание успокоению мысленного формирователя1 этих мыслей. Когда он уделяет внимание успокоению мысленного формирователя этих мыслей, тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.
Подобно тому как если бы быстро идущий человек подумал: «Зачем я иду быстро? Почему бы мне не пойти медленно?» – и вот он бы пошёл медленно. Затем он бы подумал: «Зачем я иду медленно? Почему бы мне не остановиться?» И вот он бы остановился. Затем он бы подумал: «Зачем я стою? Почему бы мне не сесть?» И вот он бы сел. Затем он бы подумал: «Зачем я сижу? Почему бы мне не лечь?» И вот он бы лёг. Делая так, он бы заменил грубую позу более утончённой. Точно так же... становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.

Подавление неблагих мыслей

Если, когда он уделяет внимание успокоению мысленного формирователя этих мыслей, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, тогда, со стиснутыми зубами и поджатым к нёбу языком ему следует сбить, сдержать, сокрушить ум своим умом. Когда он со стиснутыми зубами и поджатым к нёбу языком сбивает, сдерживает, сокрушает ум своим умом, тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.
Подобно тому как если бы сильный человек схватил слабого за голову или плечи, сбил бы его, сдержал, сокрушил его, точно так же... ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.
Монахи, когда монах уделяет внимание некоему образу... изучает опасность этих мыслей... старается забыть эти мысли... уделяет внимание успокоению мысленного формирователя... сбивает, сдерживает, сокрушает ум своим умом, тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.
И тогда этот монах зовётся хозяином путей мыслей. Он будет думать такую мысль, какую пожелает думать, и не будет думать какой-либо мысли, которой не пожелает думать. Он разрубил жажду, отбросил путы, и с полным проникновением в самомнение он положил конец страданиям».

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.



1 SV: Витакка-санкхара. Комментарий утверждает, что под словом санкхара, которое обычно означает формацию или формирователь (то есть нечто сформированное или то, что формирует), здесь подразумевается источник или причина, и таким образом вся фраза витакка-санкхара-сантханан будет означать "прекращение причины мысли". Делается это вопрошанием: "В чём причина этой мысли? Каков её источник?" Однако, на наш взгляд, здесь речь идёт о самом умственном импульсе, определённом усилии, которое порождает и поддерживает цепочку мыслей. Если ослабить сам этот импульс, прекратить поддержание конструирования мысленной цепочки за счёт умственного расслабления, то и сами эти мысли сойдут на нет. Эта идея также подтверждается метафорой с человеком, который принимает всё более расслабленную позу.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.