Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще
Джеты, в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так:
«Монахи!»
«Уважаемый»,
– ответили они.
Благословенный сказал следующее:
«Монахи,
не может быть такого, чтобы какой-либо монах, не отбросивший
пяти видов умственного бесплодия и не отрезавший пяти видов
подневольности ума, мог бы прийти к росту, возрастанию, исполнению
в этой Дхамме и Винае.
Пять видов умственного бесплодия
И каковы, монахи, пять видов умственного бесплодия, которые
он не отбросил?
Вот
монах сомневается, неуверен, не имеет доверия, не определился
в отношении Учителя, и поэтому его ум не склоняется к рвению,
усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум не склоняется
к рвению, усилию, упорству, старанию – это первый вид умственного
бесплодия, который он не отбросил.
Далее,
монах сомневается… в отношении Дхаммы… это второй вид умственного
бесплодия, который он не отбросил.
Далее,
монах сомневается… в отношении Сангхи… это третий вид умственного
бесплодия, который он не отбросил.
Далее,
монах сомневается… в отношении тренировки… это четвёртый вид
умственного бесплодия, который он не отбросил.
Далее,
монах недоволен и зол на своих товарищей по святой жизни,
он обидчив и груб по отношению к ним, и поэтому его ум не
склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку
его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию
– это пятый вид умственного бесплодия, который он не отбросил.
Таковы
пять видов умственного бесплодия, которые он не отбросил.
Пять видов подневольности ума
И каковы, монахи, пять видов подневольности ума, которые он
не отрезал?
Вот,
монах не лишён жажды, желания, любви, потребности, страсти
и влечения к чувственным удовольствиям, и поэтому его ум не
склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку
его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию
– это первый вид подневольности ума, которую он не отрезал.
Далее,
монах не лишён жажды, желания, любви, потребности, страсти
и влечения к телу… это второй вид подневольности ума, которую
он не отрезал.
Далее,
монах не лишён жажды, желания, любви, потребности, страсти
и влечения к форме… это третий вид подневольности ума, которую
он не отрезал.
Далее,
монах ест столько, сколько хочет, пока его живот не наполнится,
и поддаётся удовольствию отдыха, удовольствию лени, удовольствию
сна, и поэтому его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству,
старанию. Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию,
упорству, старанию – это четвёртый вид подневольности ума,
которую он не отрезал.
Далее,
монах ведёт святую жизнь ради [перерождения в] той или иной
группе божеств, думая: «Благодаря этому нравственному поведению,
[соблюдению] предписаний, аскезе, святой жизни, я буду дэвом
или одним из [тех, кто числится в свите] дэвов», и поэтому
его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию.
Поскольку его ум не склоняется к рвению, усилию, упорству,
старанию – это пятый вид подневольности ума, которую он не
отрезал.
Таковы
пять видов подневольности ума, которые он не отрезал. Монахи,
не может быть такого, чтобы какой-либо монах, не отбросивший
этих пяти видов умственного бесплодия и не отрезавший этих
пяти видов подневольности ума, мог бы прийти к росту, возрастанию,
исполнению в этой Дхамме и Винае.
Монахи,
может быть так, что какой-либо монах, отбросивший пять видов
умственного бесплодия и отрезавший пять видов подневольности
ума, сможет прийти к росту, возрастанию, исполнению в этой
Дхамме и Винае.
Отбрасывание умственного бесплодия
И каковы, монахи, пять видов умственного бесплодия, которые
он отбросил?
Вот
монах не сомневается, не неуверен, не имеет недоверия, не
является неопределившимся в отношении Учителя, и поэтому его
ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку
его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию ––
это первый вид умственного бесплодия, который был отброшен
им.
Далее,
монах не сомневается… в отношении Дхаммы… Сангхи… тренировки…
Далее,
монах не является недовольным и злым на своих товарищей по
святой жизни, он не обидчив и не груб по отношению к ним,
и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию.
Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству, старанию
– это пятый вид умственного бесплодия, который был отброшен
им.
Таковы
пять видов умственного бесплодия, которые он отбросил.
Отбрасывание подневольности ума
И каковы, монахи, пять видов подневольности ума, которые он
отрезал?
Вот
монах лишён жажды, желания, любви, потребности, страсти и
влечения к чувственным удовольствиям, и поэтому его ум склоняется
к рвению, усилию, упорству, старанию. Поскольку его ум склоняется
к рвению, усилию, упорству, старанию – это первый вид подневольности
ума, которую он отрезал.
Далее,
монах лишён жажды… к телу… к форме…
Далее,
монах не ест столько, сколько хочет, пока его живот не наполнится,
и не поддаётся удовольствию отдыха, удовольствию лени, удовольствию
сна, и поэтому его ум склоняется к рвению, усилию, упорству,
старанию. Поскольку его ум склоняется к рвению, усилию, упорству,
старанию – это четвёртый вид подневольности ума, которую он
отрезал.
Далее,
монах не ведёт святую жизнь ради [перерождения в] той или
иной группе божеств… Поскольку его ум склоняется к рвению,
усилию, упорству, старанию – это пятый вид подневольности
ума, которую он отрезал.
Таковы
пять видов подневольности ума, которые он отрезал.
Четыре основы сверхъестественных сил
Монахи, может быть так, что какой-либо монах, отбросивший
эти пять видов умственного бесплодия и отрезавший эти пять
видов подневольности ума, сможет прийти к росту, возрастанию,
исполнению в этой Дхамме и Винае.
Он развивает
основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за желания и формирователей старания.
Он развивает
основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за усердия и формирователей старания.
Он развивает
основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за ума и формирователей старания.
Он развивает
основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за исследования и формирователей старания.
И
воодушевление является пятым1.
Монах,
который обладает пятнадцатью факторами2,
включая воодушевление, способен вырваться, способен на просветление,
способен достичь непревзойдённой защиты от подневольности.
Представьте
курицу с восемью, десятью или двенадцатью яйцами, которые
она бы укрыла, высидела, взрастила правильным образом. Даже
если такого желания не возникло бы в ней: «Ох, пусть мои цыплята
пробьют скорлупки остриями своих когтей и клювов и благополучно
вылупятся!» – всё равно цыплята способны пробить скорлупки
остриями своих когтей и клювов и благополучно вылупиться.
Точно так же, монах, который обладает пятнадцатью факторами,
включая воодушевление, способен вырваться, способен на просветление,
способен достичь непревзойдённой защиты от подневольности».
Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились
словами Благословенного.