Панчаттая-сутта:
Пять и три
МН 102
|
|
редакция
перевода: 11.11.2020
Перевод с английского: SV
источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 839"
|
|
Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще
Джеты, в парке Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к
монахам так: «Монахи!»
«Уважаемый»
– ответили они. Благословенный сказал следующее:
Размышления о будущем
«Монахи, есть некие жрецы и отшельники, которые размышляют
о будущем, придерживаются воззрений о будущем, утверждают
различные доктринальные суждения, касающиеся будущего.
Некоторые
утверждают так: «я» является воспринимающим и нетронутым после
смерти».
Некоторые
утверждают так: «я» является невоспринимающим и нетронутым
после смерти».
Некоторые
утверждают так: «я» является ни воспринимающим, ни невоспринимающим,
и нетронутым после смерти».
Или же
они предписывают истребление, разрушение, уничтожение существующего
существа [в момент смерти].
Некоторые
утверждают ниббану здесь и сейчас1.
Таким
образом, они либо описывают существующее «я», которое является
нетронутым после смерти; либо они описывают истребление, разрушение,
уничтожение существующего существа [в момент смерти]; либо
они утверждают ниббану здесь и сейчас. Так эти [воззрения],
будучи пятью, становятся тремя, и будучи тремя, становятся
пятью. Такова сводка «пяти и трёх».
С восприятием
В этом отношении, монахи, те жрецы и отшельники, которые описывают
«я» воспринимающим и нетронутым после смерти, описывают такое
«я», воспринимающее и нетронутое после смерти, что оно либо:
* материальное,
*
либо нематериальное,
*
либо и материальное и нематериальное,
*
либо ни материальное, ни не материальное,
*
либо воспринимающее единое,
*
либо воспринимающее множественное,
*
либо воспринимающее ограниченное,
*
либо воспринимающее безмерное.
Или же, среди тех немногих, кто выходит за пределы этого,
некоторые делают утверждения о тотальности сознания – безмерной
и непоколебимой2.
Монахи,
Татхагата понимает это так: «Эти уважаемые жрецы и отшельники,
которые описывают «я» воспринимающим и нетронутым после смерти,
описывают это «я» как материальное… воспринимающее безмерное.
Или же некоторые делают утверждение о сфере отсутствия всего
– безмерной и непоколебимой. [Для них восприятие] «здесь ничего
нет» провозглашается чистейшим, высочайшим, лучшим, непревзойдённым
среди тех восприятий – будь то восприятие форм, бесформенного,
единого, множественного3.
Это обусловленное и грубое, но существует прекращение формаций».
Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел
за пределы того4.
Без восприятия
В этом отношении, монахи, те жрецы и отшельники, которые описывают
«я» невоспринимающим и нетронутым после смерти, описывают
такое «я», невоспринимающее и нетронутое после смерти, что
оно либо:
*
материальное,
*
либо нематериальное,
*
либо и материальное и нематериальное,
*
либо ни материальное, ни не материальное5
.
В этом отношении, монахи, эти критикуют тех жрецов и отшельников,
которые описывают «я» как воспринимающее и нетронутое после
смерти. И почему? Потому что они говорят: «Восприятие – это
болезнь, восприятие – это опухоль, восприятие – это [отравленный]
дротик. А это умиротворённое, это возвышенное, то есть, невосприятие».
Татхагата,
монахи, понимает это так: «Эти уважаемые жрецы и отшельники,
которые описывают «я» невоспринимающим и нетронутым после
смерти, описывают это «я»… как материальное… либо ни материальное,
ни не материальное. И не может быть такого, чтобы какой-либо
отшельник или жрец мог бы [правдиво] сказать: «Отдельно от
материальной формы, отдельно от чувства, отдельно от восприятия,
отдельно от формаций, я опишу приход и уход сознания, его
угасание и новое возникновение, его разрастание, увеличение,
и созревание»6.
Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций».
Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел
за пределы того.
Ни с восприятием, ни без восприятия
В этом отношении, монахи, те жрецы и отшельники, которые описывают
«я» ни воспринимающим, ни невоспринимающим и нетронутым после
смерти, описывают такое «я», ни воспринимающее, ни невоспринимающее,
и нетронутое после смерти, что оно либо:
* материальное,
*
либо нематериальное,
*
либо и материальное и нематериальное,
*
либо ни материальное, ни не материальное.
В этом отношении, монахи, эти критикуют тех уважаемых жрецов
и отшельников, которые описывают «я» как воспринимающее и
нетронутое после смерти, [а также] они критикуют тех уважаемых
жрецов и отшельников, которые описывают «я» как невоспринимающее
и нетронутое после смерти. И почему? Потому что они говорят:
«Восприятие – это болезнь, восприятие – это опухоль, восприятие
– это [отравленный] дротик. А не-восприятие – это остолбенение.
А это умиротворённое, это возвышенное, то есть, ни восприятие-ни-не-восприятие».
Татхагата,
монахи, понимает это так: «Эти уважаемые жрецы и отшельники,
которые описывают «я» ни воспринимающим, ни невоспринимающим
и нетронутым после смерти, описывают это «я»… как материальное…
либо ни материальное, ни не материальное. Если какие-либо
жрецы или отшельники описывают, что вхождение в эту сферу
происходит посредством [определённой] доли формаций в отношении
видимого, слышимого, ощущаемого, познаваемого – то это считается
бедствием для вхождения в эту сферу7.
Ведь, как утверждается, эта сфера не достигается как достижение
с формациями. Эта сфера, как утверждается, достигается как
достижение с остаточными формациями8.
Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций».
Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел
за пределы того.
Уничтожение живого существа
В этом отношении, монахи, те жрецы и отшельники, которые описывают
истребление, разрушение, уничтожение существующего существа
[в момент смерти], критикуют тех уважаемых жрецов и отшельников,
которые описывают «я» как воспринимающее и нетронутое после
смерти, а также они критикуют тех уважаемых жрецов и отшельников,
которые описывают «я» как невоспринимающее и нетронутое после
смерти, а также они критикуют тех уважаемых жрецов и отшельников,
которые описывают «я» как ни воспринимающее, ни невоспринимающее
и нетронутое после смерти. И почему? Все эти уважаемые жрецы
и отшельники, мчась вперёд, утверждают свою привязанность
таким образом: «Мы будем такими после смерти, мы будем такими
после смерти». Подобно тому как торговец, идя на базар, думает:
«Благодаря этому это будет моим. За счёт этого я получу это».
Точно также и те уважаемые жрецы и отшельники похожи на торговцев,
когда они заявляют: «Мы будем такими после смерти, мы будем
такими после смерти».
Татхагата,
монахи, понимает это так: «Эти уважаемые жрецы и отшельники,
которые описывают истребление, разрушение, уничтожение существующего
существа [в момент смерти], из-за боязни личности и из-за
отвращения к личности продолжают кружить вокруг этой самой
личности9.
Точно собака, которая цепью привязана к прочному столбу или
колонне, бегает вокруг, кружится вокруг этого самого столба
или колонны – такие же и эти уважаемые жрецы и отшельники,
которые из-за боязни личности и из-за отвращения к личности
продолжают кружить вокруг этой самой личности. Это обусловленное
и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот
это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.
Монахи,
любые жрецы и отшельники, которые размышляют о будущем, придерживаются
воззрений о будущем, утверждают различные доктринальные суждения,
касающиеся будущего – все они утверждают эти пять оснований
или какое-то одно из них10.
Размышления о прошлом
«Монахи, есть некие жрецы и отшельники, которые размышляют
о прошлом, придерживаются воззрений о прошлом, утверждают
различные доктринальные суждения, касающиеся прошлого.
Вечное и невечное
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются вечными. Только
это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые
утверждают так: «я» и мир не являются вечными. Только это
правда, а всё остальное ошибочно»11.
Некоторые
утверждают так: «я» и мир являются и вечными и невечными.
Только это правда, а всё остальное ошибочно»12.
Некоторые
утверждают так: «я» и мир являются ни вечными, ни невечными.
Только это правда, а всё остальное ошибочно»13.
Ограниченное и безграничное
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются ограниченными.
Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые
утверждают так: «я» и мир являются безграничными. Только это
правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые
утверждают так: «я» и мир являются и ограниченными и безграничными.
Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые
утверждают так: «я» и мир являются ни ограниченными, ни безграничными.
Только это правда, а всё остальное ошибочно»14.
Восприятие
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются воспринимающими
единство. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые
утверждают так: «я» и мир являются воспринимающими множественность.
Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые
утверждают так: «я» и мир являются воспринимающими ограниченное.
Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые
утверждают так: «я» и мир являются воспринимающими безмерное.
Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Чувство
Некоторые утверждают так: «я» и мир [переживают] только удовольствие.
Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые
утверждают так: «я» и мир [переживают] только боль. Только
это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые
утверждают так: «я» и мир [переживают] и удовольствие и боль.
Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые
утверждают так: «я» и мир [переживают] ни удовольствие, ни
боль. Только это правда, а всё остальное ошибочно»15.
В
этом отношении, монахи, что касается тех жрецов и отшельников,
которые придерживаются такой доктрины и воззрения как это:
«я» и мир являются вечными. Только это правда, а всё остальное
ошибочно» – не может быть такого, чтобы у них было бы какое-либо
ясное и чистое личное знание [об этом] без [опоры] на веру,
без [опоры] на одобрение, без [опоры] на устную традицию,
без [опоры] на умозаключение посредством обдумывания, без
[опоры] на согласие с воззрением после рассмотрения16.
Поскольку у них нет ясного и чистого личного знания, то даже
частичное знание, которое проясняют эти уважаемые жрецы и
отшельники [касательно своих воззрений], обозначается в их
отношении как цепляние17.
Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций».
Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел
за пределы того.
В
этом отношении, монахи, что касается тех жрецов и отшельников,
которые придерживаются такой доктрины и воззрения как это:
«я» и мир не являются вечными…»…«я» и мир [переживают] ни
удовольствие, ни боль. Только это правда, а всё остальное
ошибочно»
– не может быть такого, чтобы у них было бы какое-либо ясное
и чистое личное знание [об этом] без [опоры] на веру, без
[опоры] на одобрение, без [опоры] на устную традицию, без
[опоры] на умозаключение посредством обдумывания, без [опоры]
на согласие с воззрением после рассмотрения. Поскольку у них
нет ясного и чистого личного знания, то даже частичное знание,
которое проясняют [своими воззрениями] эти уважаемые жрецы
и отшельники, является у них цеплянием. Это обусловленное
и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот
это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того18.
Ниббана здесь и сейчас
Первая и вторая джханы
Монахи, бывает так, что
некий отшельник или жрец с оставлением воззрений о прошлом
и будущем, за счёт полного отсутствия настроенности на оковы
чувственного удовольствия, входит и пребывает в восторге отречения19.
Он думает: «Это умиротворённое, это возвышенное – что я вхожу
и пребываю в восторге отречения». Этот восторг прекращается
в нём. С прекращением восторга отречения возникает грусть,
и с прекращением грусти возникает восторг отречения20.
Подобно тому, как солнечный свет заполняет ту область, которую
покидает тень, а тень заполняет ту область, которую покидает
солнечный свет, точно также с прекращением восторга отречения
возникает грусть, и с прекращением грусти возникает восторг
отречения.
Татхагата,
монахи, понимает это так: «Этот уважаемый отшельник или жрец
с оставлением воззрений… и с прекращением грусти возникает
восторг отречения. Это обусловленное и грубое, но есть прекращение
формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того,
Татхагата вышел за пределы того.
Третья джхана
Монахи, бывает так, что некий отшельник или
жрец с оставлением воззрений о прошлом и будущем, за счёт
полного отсутствия настроенности на оковы чувственного удовольствия,
а также с преодолением восторга отречения входит и пребывает
в немирском удовольствии21.
Он думает: «Это умиротворённое, это возвышенное – что я вхожу
и пребываю в немирском удовольствии». Это немирское удовольствие
прекращается в нём. С прекращением немирского удовольствия
возникает восторг отречения, а с прекращением восторга отречения
возникает немирское удовольствие. Подобно тому, как солнечный
свет заполняет ту область, которую покидает тень, а тень заполняет
ту область, которую покидает солнечный свет, точно также…
немирское удовольствие.
Татхагата,
монахи, понимает это так: «Этот уважаемый отшельник или жрец
с оставлением воззрений… с прекращением восторга отречения
возникает немирское удовольствие. Это обусловленное и грубое,
но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя
спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.
Четвёртая джхана и бесформенные сферы
Монахи, бывает так, что некий отшельник или
жрец с оставлением воззрений о прошлом и будущем, за счёт
полного отсутствия настроенности на оковы чувственного удовольствия,
а также с преодолением восторга отречения и немирского удовольствия,
входит и пребывает в ни-приятном-ни-болезненном чувстве22.
Он думает: «Это умиротворённое, это возвышенное – что я вхожу
и пребываю в ни-приятном-ни-болезненном чувстве». Это ни-приятное-ни-болезненное
чувство прекращается в нём. С прекращением ни-приятного-ни-болезненного
чувства возникает немирское удовольствие, а с прекращением
немирского удовольствия возникает ни-приятное-ни-болезненное
чувство. Подобно тому, как солнечный свет заполняет ту область,
которую покидает тень, а тень заполняет ту область, которую
покидает солнечный свет, точно также… ни-приятное-ни-болезненное
чувство.
Татхагата,
монахи, понимает это так: «Этот уважаемый отшельник или жрец
с оставлением воззрений… с прекращением немирского удовольствия
возникает ни-приятное-ни-болезненное чувство. Это обусловленное
и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот
это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.
Достижение ниббаны с цеплянием
Монахи, бывает так, что некий отшельник или
жрец с оставлением воззрений о прошлом и будущем, за счёт
полного отсутствия настроенности на оковы чувственного удовольствия,
а также с преодолением восторга отречения, немирского удовольствия
и ни-приятного-ни-болезненного чувства считает себя таковым:
«[Это] я умиротворён, [это] я достиг ниббаны, [это] я не имею
цепляния»23.
Татхагата,
монахи, понимает это так: «Этот уважаемый отшельник или жрец
с оставлением воззрений… считает себя таковым: «[Это] я умиротворён,
[это] я достиг ниббаны, [это] я не имею цепляния». Вне сомнений,
этот достопочтенный утверждает путь, направленный к ниббане.
Но, тем не менее, этот отшельник или жрец всё ещё цепляется:
цепляется либо к воззрению о прошлом, либо к воззрению о будущем,
либо к оковам чувственного удовольствия, либо к восторгу отречения,
либо к немирскому удовольствию, либо к ни-приятному-ни-болезненному
чувству. И когда этот достопочтенный считает себя таковым:
«[Это] я умиротворён, [это] я достиг ниббаны, [это] я не имею
цепляния» – то это также считается цеплянием у этого уважаемого
жреца или отшельника24.
Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций».
Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел
за пределы того.
Монахи,
это высочайшее состояние возвышенного покоя было открыто Татхагатой,
то есть, освобождение посредством не-цепляния благодаря пониманию
в соответствии с действительностью возникновения, исчезновения,
привлекательности, опасности, и спасения в отношении шести
сфер контакта.
Монахи,
таково [это] высочайшее состояние возвышенного покоя, открытое
Татхагатой, то есть, освобождение посредством не-цепляния
благодаря пониманию в соответствии с действительностью возникновения,
исчезновения, привлекательности, опасности, и спасения в отношении
шести сфер контакта».
Так сказал
Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами
Благословенного.
|
↑
|
1 |
SV:
По заметке дост. Бодхи, аналог этой сутты сохранился в тибетском
каноне. Санскритский текст принадлежал школе Муласарвастивада.
В этой версии "ниббана здесь и сейчас" не включена
в категорию спекуляций о будущем, но занимает отдельную категорию.
Подобное деление более логично, чем в палийской сутте (МН
102). |
↑
|
2 |
Бодхи:
Очевидно, в данном списке воззрения о том, что "я"
является нематериальным, воспринимающим единое и воспринимающим
множественное, основаны на достижении сферы безграничного пространства.
Подкомментарий объясняет тотальность (касину) сознания как сферу
безграничного сознания, утверждая, что эти теоретики считали
эту сферу представляющей "я". |
↑
|
3 |
Бодхи:
Восприятие в третьей нематериальной медитации – сфере отсутствия
всего – является наиболее утончённым и возвышенным среди всех
мирских восприятий. Хотя в четвёртом нематериальном достижении
тоже есть некий вид восприятия, всё же оно слишком утончённо,
чтобы обозначаться как "восприятие". |
↑
|
4 |
Комментарий:
Все эти виды восприятий вместе с воззрениями являются обусловленными.
Поскольку они обусловленные, они являются грубыми. Но есть ниббана,
которая называется "прекращением формаций", то есть
[прекращением всего] обусловленного. Познав "Есть вот это",
то есть ниббану, видя спасение от обусловленного, Татхагата
вышел за пределы обусловленного. |
↑
|
5 |
SV:
По заметке дост. Бодхи, здесь не говорится о возможных видах
восприятия, т.к. речь идёт о "я", которое не обладает
восприятием. |
↑
|
6 |
Бодхи:
Комментарий указывает, что утверждение сделано в отношении тех
миров, где присутствуют все пять совокупностей. В бесформенных
мирах сознание существует без совокупности материальной формы,
а в мире невоспринимающих существ (асання-сатта) есть только
материальная форма, но нет сознания. Однако сознание никогда
не может существовать без трёх других ментальных совокупностей
(чувства, восприятия, формаций). |
↑
|
7 |
Бодхи:
Комментарий поясняет, что выражение "диттха-сутамута-виння-табба"
означает "то, что познаётся как видимое, слышимое, ощущаемое"
и относится к познанию через двери органов чувств. Однако оно
также может включать все грубые процессы познавания, которые
происходят через дверь ума. Чтобы войти в четвёртое нематериальное
достижение, нужно, чтобы все обыденные умственные формации,
связанные с иными когнитивными процессами, были преодолены,
так как их наличие является помехой для вхождения в это (медитативное)
достижение. Поэтому оно называется "не воспринимающим"
(н'ева санни). |
↑
|
8 |
SV:
В четвёртой бесформенной сфере формации ещё наличествуют, но
в утончённом (остаточном) виде. См. также СН
14.11. |
↑
|
9 |
Бодхи:
"Страх и отвращение по отношению к личности" – это
аспект жажды не-существования (вибхава-танха). Аннигиляционистическое
воззрение, из-за которого возникает такой вид жажды, всё ещё
подразумевает вовлечённость в определение себя как "я"
(атта) – то есть "я", которое уничтожается в момент
смерти, – и таким образом, несмотря на своё отрицание, такой
теоретик (из-за цепляния за воззрение о "я") всё ещё
привязан к круговерти существования. |
↑
|
10 |
SV:
По заметке дост. Бодхи было рассмотрено всего четыре основания,
а Будда в тексте говорит про пять. Комментарий пытается это
объяснить так, что ниббана была рассмотрена, когда речь шла
о восприятии единого и множественного, однако такая трактовка
неубедительна. Более того, размещение в тексте воззрений о прошлом
после воззрений о будущем также плохо стыкуется с этим объяснением.
Судя по всему, текст до какой-то степени был искажён в процессе
древней устной передачи. Как считает Скиллинг, этот отрывок
может являться частью устного комментария, который в какой-то
момент был включён в текст сутты. |
↑
|
11 |
Бодхи:
Так как данное воззрение относится к прошлому, вероятно, это
может означать, что в каком-то моменте в прошлом мир и "я"
возникли спонтанно из ничего. |
↑
|
12 |
Бодхи:
Это включает в себя четыре вида частичного этернализма (см.
ДН 1). |
↑
|
13 |
Бодхи:
Вероятно, это включает в себя четыре вида постоянного избегания
(любых однозначных утверждений) (см. ДН
1). |
↑
|
14 |
SV:
Первые три воззрения, согласно ДН
1, возникают у медитирующих
отшельников. Первый из них обретает такое медитативное сосредоточение,
что видит мир как имеющий границы (вероятно, в связи с его ограниченным
видением в джхане; насчёт ограниченного "сияния" в
джхане см. МН 127).
Второй из них обретает безграничное сосредоточение и видит,
что у мира нет границ (вероятно, из-за более развитого сосредоточения).
Третий из них обретает сосредоточение, в результате которого
его медитативное видение ограничено сверху и снизу, но безгранично
по сторонам. В итоге он делает утверждение, что мир и безграничен,
и ограничен. Четвёртое же утверждение делает отшельник, который
не имеет медитативных достижений, но который просто лишь размышляет
над разногласиями в утверждениях предыдущих трёх видов отшельников. |
↑
|
15 |
SV:
Иногда встречается мнение, что под "самостью" или
"я" Будда подразумевал только нечто такое, что является
внутренне приятным, а потому, если что-то является болезненным,
оно не является "я" уже только по этой причине. Такая
логическая цепочка действительно встречается в ряде сутт. Однако,
судя по этому фрагменту, Будда допускает также и то, что кто-то
может считать "я" болезненным. Очевидно, что для такого
человека логический довод "раз что-то является болезненным,
то оно является и безличностным" работать не будет. Скорее
всего, когда Будда приводит эту логическую цепочку в суттах,
то делает это только для тех, кто считает своё "я"
исключительно приятным, переживающим только приятное, а не для
всех подряд (как может показаться, если считать, что эта логика
истинна абсолютно во всех случаях). |
↑
|
16 |
Бодхи:
Другими словами, они должны соглашаться с собственной доктриной
на некоем основании, отличном от знания, то есть включающем
в себя веру или рассуждение. В МН
95 сказано, что эти пять видов убеждённости могут привести
к выводам, которые могут оказаться истинными или ложными. |
↑
|
17 |
Комментарий:
В действительности это не знание, а неправильное понимание;
поэтому оно объявлено цеплянием к воззрениям. |
↑
|
18 |
SV:
Хотя в сутте сказано, что все эти воззрения строятся на одной
из пяти видов убеждённости (т.е. не на прямом знании), всё же
в ДН
1
Будда говорит, что некоторые из этих воззрений, хоть и являются
ошибочными, опираются на прямое знание. |
↑
|
19 |
Бодхи:
Это первая и вторая джхана, где присутствует фактор "восторг"
(пити). |
↑
|
20 |
Бодхи:
Комментарий объясняет, что это грусть от утраты состояния джханы.
Она возникает не сразу после выхода из джханы, а потом, когда
приходит понимание того, что джхана окончилась. |
↑
|
21 |
SV:
Это приятное ощущение (сукха), возникающее из-за возмутимости
в 3-й джхане. |
↑
|
22 |
SV:
Это четвёртая джхана (а также все бесформенные сферы). |
↑
|
23 |
Бодхи:
Палийское выражение "ахам асми" ([Это] я) означает,
что он всё ещё связан с цеплянием.
SV: Преодоление ни-приятного-ни-болезненного чувства означает,
что он преодолел не только четвёртую джхану, но и четыре бесформенные
сферы, так как в них также присутствует ни-приятное-ни-болезненное
чувство. |
↑
|
24 |
Бодхи:
Комментарий считает это отсылкой
к воззрению о "я". Таким образом, он всё ещё цепляется
воззрение. |
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|