Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Панчаттая-сутта: Пять и три
МН 102

 
редакция перевода: 11.11.2020
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 839"

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к монахам так: «Монахи!»
«Уважаемый» – ответили они. Благословенный сказал следующее:

Размышления о будущем

«Монахи, есть некие жрецы и отшельники, которые размышляют о будущем, придерживаются воззрений о будущем, утверждают различные доктринальные суждения, касающиеся будущего.
Некоторые утверждают так: «я» является воспринимающим и нетронутым после смерти».
Некоторые утверждают так: «я» является невоспринимающим и нетронутым после смерти».
Некоторые утверждают так: «я» является ни воспринимающим, ни невоспринимающим, и нетронутым после смерти».
Или же они предписывают истребление, разрушение, уничтожение существующего существа [в момент смерти].
Некоторые утверждают ниббану здесь и сейчас1.
Таким образом, они либо описывают существующее «я», которое является нетронутым после смерти; либо они описывают истребление, разрушение, уничтожение существующего существа [в момент смерти]; либо они утверждают ниббану здесь и сейчас. Так эти [воззрения], будучи пятью, становятся тремя, и будучи тремя, становятся пятью. Такова сводка «пяти и трёх».

С восприятием

В этом отношении, монахи, те жрецы и отшельники, которые описывают «я» воспринимающим и нетронутым после смерти, описывают такое «я», воспринимающее и нетронутое после смерти, что оно либо:

*
материальное,
* либо нематериальное,
* либо и материальное и нематериальное,
* либо ни материальное, ни не материальное,
* либо воспринимающее единое,
* либо воспринимающее множественное,
* либо воспринимающее ограниченное,
* либо воспринимающее безмерное.

Или же, среди тех немногих, кто выходит за пределы этого, некоторые делают утверждения о тотальности сознания – безмерной и непоколебимой2.
Монахи, Татхагата понимает это так: «Эти уважаемые жрецы и отшельники, которые описывают «я» воспринимающим и нетронутым после смерти, описывают это «я» как материальное… воспринимающее безмерное. Или же некоторые делают утверждение о сфере отсутствия всего – безмерной и непоколебимой. [Для них восприятие] «здесь ничего нет» провозглашается чистейшим, высочайшим, лучшим, непревзойдённым среди тех восприятий – будь то восприятие форм, бесформенного, единого, множественного3. Это обусловленное и грубое, но существует прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того4.

Без восприятия

В этом отношении, монахи, те жрецы и отшельники, которые описывают «я» невоспринимающим и нетронутым после смерти, описывают такое «я», невоспринимающее и нетронутое после смерти, что оно либо:

* материальное,
* либо нематериальное,
* либо и материальное и нематериальное,
* либо ни материальное, ни не материальное5 .

В этом отношении, монахи, эти критикуют тех жрецов и отшельников, которые описывают «я» как воспринимающее и нетронутое после смерти. И почему? Потому что они говорят: «Восприятие – это болезнь, восприятие – это опухоль, восприятие – это [отравленный] дротик. А это умиротворённое, это возвышенное, то есть, невосприятие».
Татхагата, монахи, понимает это так: «Эти уважаемые жрецы и отшельники, которые описывают «я» невоспринимающим и нетронутым после смерти, описывают это «я»… как материальное… либо ни материальное, ни не материальное. И не может быть такого, чтобы какой-либо отшельник или жрец мог бы [правдиво] сказать: «Отдельно от материальной формы, отдельно от чувства, отдельно от восприятия, отдельно от формаций, я опишу приход и уход сознания, его угасание и новое возникновение, его разрастание, увеличение, и созревание»6. Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.

Ни с восприятием, ни без восприятия

В этом отношении, монахи, те жрецы и отшельники, которые описывают «я» ни воспринимающим, ни невоспринимающим и нетронутым после смерти, описывают такое «я», ни воспринимающее, ни невоспринимающее, и нетронутое после смерти, что оно либо:

*
материальное,
* либо нематериальное,
* либо и материальное и нематериальное,
* либо ни материальное, ни не материальное.

В этом отношении, монахи, эти критикуют тех уважаемых жрецов и отшельников, которые описывают «я» как воспринимающее и нетронутое после смерти, [а также] они критикуют тех уважаемых жрецов и отшельников, которые описывают «я» как невоспринимающее и нетронутое после смерти. И почему? Потому что они говорят: «Восприятие – это болезнь, восприятие – это опухоль, восприятие – это [отравленный] дротик. А не-восприятие – это остолбенение. А это умиротворённое, это возвышенное, то есть, ни восприятие-ни-не-восприятие».
Татхагата, монахи, понимает это так: «Эти уважаемые жрецы и отшельники, которые описывают «я» ни воспринимающим, ни невоспринимающим и нетронутым после смерти, описывают это «я»… как материальное… либо ни материальное, ни не материальное. Если какие-либо жрецы или отшельники описывают, что вхождение в эту сферу происходит посредством [определённой] доли формаций в отношении видимого, слышимого, ощущаемого, познаваемого – то это считается бедствием для вхождения в эту сферу7. Ведь, как утверждается, эта сфера не достигается как достижение с формациями. Эта сфера, как утверждается, достигается как достижение с остаточными формациями8. Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.

Уничтожение живого существа

В этом отношении, монахи, те жрецы и отшельники, которые описывают истребление, разрушение, уничтожение существующего существа [в момент смерти], критикуют тех уважаемых жрецов и отшельников, которые описывают «я» как воспринимающее и нетронутое после смерти, а также они критикуют тех уважаемых жрецов и отшельников, которые описывают «я» как невоспринимающее и нетронутое после смерти, а также они критикуют тех уважаемых жрецов и отшельников, которые описывают «я» как ни воспринимающее, ни невоспринимающее и нетронутое после смерти. И почему? Все эти уважаемые жрецы и отшельники, мчась вперёд, утверждают свою привязанность таким образом: «Мы будем такими после смерти, мы будем такими после смерти». Подобно тому как торговец, идя на базар, думает: «Благодаря этому это будет моим. За счёт этого я получу это». Точно также и те уважаемые жрецы и отшельники похожи на торговцев, когда они заявляют: «Мы будем такими после смерти, мы будем такими после смерти».
Татхагата, монахи, понимает это так: «Эти уважаемые жрецы и отшельники, которые описывают истребление, разрушение, уничтожение существующего существа [в момент смерти], из-за боязни личности и из-за отвращения к личности продолжают кружить вокруг этой самой личности9. Точно собака, которая цепью привязана к прочному столбу или колонне, бегает вокруг, кружится вокруг этого самого столба или колонны – такие же и эти уважаемые жрецы и отшельники, которые из-за боязни личности и из-за отвращения к личности продолжают кружить вокруг этой самой личности. Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.
Монахи, любые жрецы и отшельники, которые размышляют о будущем, придерживаются воззрений о будущем, утверждают различные доктринальные суждения, касающиеся будущего – все они утверждают эти пять оснований или какое-то одно из них10.

Размышления о прошлом

«Монахи, есть некие жрецы и отшельники, которые размышляют о прошлом, придерживаются воззрений о прошлом, утверждают различные доктринальные суждения, касающиеся прошлого.

Вечное и невечное

Некоторые утверждают так: «я» и мир являются вечными. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые утверждают так: «я» и мир не являются вечными. Только это правда, а всё остальное ошибочно»11.
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются и вечными и невечными. Только это правда, а всё остальное ошибочно»12.
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются ни вечными, ни невечными. Только это правда, а всё остальное ошибочно»13.

Ограниченное и безграничное

Некоторые утверждают так: «я» и мир являются ограниченными. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются безграничными. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются и ограниченными и безграничными. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются ни ограниченными, ни безграничными. Только это правда, а всё остальное ошибочно»14.

Восприятие

Некоторые утверждают так: «я» и мир являются воспринимающими единство. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются воспринимающими множественность. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются воспринимающими ограниченное. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые утверждают так: «я» и мир являются воспринимающими безмерное. Только это правда, а всё остальное ошибочно».

Чувство

Некоторые утверждают так: «я» и мир [переживают] только удовольствие. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые утверждают так: «я» и мир [переживают] только боль. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые утверждают так: «я» и мир [переживают] и удовольствие и боль. Только это правда, а всё остальное ошибочно».
Некоторые утверждают так: «я» и мир [переживают] ни удовольствие, ни боль. Только это правда, а всё остальное ошибочно»15.
В этом отношении, монахи, что касается тех жрецов и отшельников, которые придерживаются такой доктрины и воззрения как это: «я» и мир являются вечными. Только это правда, а всё остальное ошибочно» – не может быть такого, чтобы у них было бы какое-либо ясное и чистое личное знание [об этом] без [опоры] на веру, без [опоры] на одобрение, без [опоры] на устную традицию, без [опоры] на умозаключение посредством обдумывания, без [опоры] на согласие с воззрением после рассмотрения16. Поскольку у них нет ясного и чистого личного знания, то даже частичное знание, которое проясняют эти уважаемые жрецы и отшельники [касательно своих воззрений], обозначается в их отношении как цепляние17. Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.
В этом отношении, монахи, что касается тех жрецов и отшельников, которые придерживаются такой доктрины и воззрения как это: «я» и мир не являются вечными…»…«я» и мир [переживают] ни удовольствие, ни боль. Только это правда, а всё остальное ошибочно» – не может быть такого, чтобы у них было бы какое-либо ясное и чистое личное знание [об этом] без [опоры] на веру, без [опоры] на одобрение, без [опоры] на устную традицию, без [опоры] на умозаключение посредством обдумывания, без [опоры] на согласие с воззрением после рассмотрения. Поскольку у них нет ясного и чистого личного знания, то даже частичное знание, которое проясняют [своими воззрениями] эти уважаемые жрецы и отшельники, является у них цеплянием. Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того18.

Ниббана здесь и сейчас

Первая и вторая джханы

Монахи, бывает так, что некий отшельник или жрец с оставлением воззрений о прошлом и будущем, за счёт полного отсутствия настроенности на оковы чувственного удовольствия, входит и пребывает в восторге отречения19. Он думает: «Это умиротворённое, это возвышенное – что я вхожу и пребываю в восторге отречения». Этот восторг прекращается в нём. С прекращением восторга отречения возникает грусть, и с прекращением грусти возникает восторг отречения20. Подобно тому, как солнечный свет заполняет ту область, которую покидает тень, а тень заполняет ту область, которую покидает солнечный свет, точно также с прекращением восторга отречения возникает грусть, и с прекращением грусти возникает восторг отречения.
Татхагата, монахи, понимает это так: «Этот уважаемый отшельник или жрец с оставлением воззрений… и с прекращением грусти возникает восторг отречения. Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.

Третья джхана

Монахи, бывает так, что некий отшельник или жрец с оставлением воззрений о прошлом и будущем, за счёт полного отсутствия настроенности на оковы чувственного удовольствия, а также с преодолением восторга отречения входит и пребывает в немирском удовольствии21. Он думает: «Это умиротворённое, это возвышенное – что я вхожу и пребываю в немирском удовольствии». Это немирское удовольствие прекращается в нём. С прекращением немирского удовольствия возникает восторг отречения, а с прекращением восторга отречения возникает немирское удовольствие. Подобно тому, как солнечный свет заполняет ту область, которую покидает тень, а тень заполняет ту область, которую покидает солнечный свет, точно также… немирское удовольствие.
Татхагата, монахи, понимает это так: «Этот уважаемый отшельник или жрец с оставлением воззрений… с прекращением восторга отречения возникает немирское удовольствие. Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.

Четвёртая джхана и бесформенные сферы

Монахи, бывает так, что некий отшельник или жрец с оставлением воззрений о прошлом и будущем, за счёт полного отсутствия настроенности на оковы чувственного удовольствия, а также с преодолением восторга отречения и немирского удовольствия, входит и пребывает в ни-приятном-ни-болезненном чувстве22. Он думает: «Это умиротворённое, это возвышенное – что я вхожу и пребываю в ни-приятном-ни-болезненном чувстве». Это ни-приятное-ни-болезненное чувство прекращается в нём. С прекращением ни-приятного-ни-болезненного чувства возникает немирское удовольствие, а с прекращением немирского удовольствия возникает ни-приятное-ни-болезненное чувство. Подобно тому, как солнечный свет заполняет ту область, которую покидает тень, а тень заполняет ту область, которую покидает солнечный свет, точно также… ни-приятное-ни-болезненное чувство.
Татхагата, монахи, понимает это так: «Этот уважаемый отшельник или жрец с оставлением воззрений… с прекращением немирского удовольствия возникает ни-приятное-ни-болезненное чувство. Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.

Достижение ниббаны с цеплянием

Монахи, бывает так, что некий отшельник или жрец с оставлением воззрений о прошлом и будущем, за счёт полного отсутствия настроенности на оковы чувственного удовольствия, а также с преодолением восторга отречения, немирского удовольствия и ни-приятного-ни-болезненного чувства считает себя таковым: «[Это] я умиротворён, [это] я достиг ниббаны, [это] я не имею цепляния»23.
Татхагата, монахи, понимает это так: «Этот уважаемый отшельник или жрец с оставлением воззрений… считает себя таковым: «[Это] я умиротворён, [это] я достиг ниббаны, [это] я не имею цепляния». Вне сомнений, этот достопочтенный утверждает путь, направленный к ниббане. Но, тем не менее, этот отшельник или жрец всё ещё цепляется: цепляется либо к воззрению о прошлом, либо к воззрению о будущем, либо к оковам чувственного удовольствия, либо к восторгу отречения, либо к немирскому удовольствию, либо к ни-приятному-ни-болезненному чувству. И когда этот достопочтенный считает себя таковым: «[Это] я умиротворён, [это] я достиг ниббаны, [это] я не имею цепляния» – то это также считается цеплянием у этого уважаемого жреца или отшельника24. Это обусловленное и грубое, но есть прекращение формаций». Познав: «Есть вот это», видя спасение от того, Татхагата вышел за пределы того.
Монахи, это высочайшее состояние возвышенного покоя было открыто Татхагатой, то есть, освобождение посредством не-цепляния благодаря пониманию в соответствии с действительностью возникновения, исчезновения, привлекательности, опасности, и спасения в отношении шести сфер контакта.
Монахи, таково [это] высочайшее состояние возвышенного покоя, открытое Татхагатой, то есть, освобождение посредством не-цепляния благодаря пониманию в соответствии с действительностью возникновения, исчезновения, привлекательности, опасности, и спасения в отношении шести сфер контакта».
Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.


1 SV: По заметке дост. Бодхи, аналог этой сутты сохранился в тибетском каноне. Санскритский текст принадлежал школе Муласарвастивада. В этой версии "ниббана здесь и сейчас" не включена в категорию спекуляций о будущем, но занимает отдельную категорию. Подобное деление более логично, чем в палийской сутте (МН 102).

2 Бодхи: Очевидно, в данном списке воззрения о том, что "я" является нематериальным, воспринимающим единое и воспринимающим множественное, основаны на достижении сферы безграничного пространства. Подкомментарий объясняет тотальность (касину) сознания как сферу безграничного сознания, утверждая, что эти теоретики считали эту сферу представляющей "я".

3 Бодхи: Восприятие в третьей нематериальной медитации – сфере отсутствия всего – является наиболее утончённым и возвышенным среди всех мирских восприятий. Хотя в четвёртом нематериальном достижении тоже есть некий вид восприятия, всё же оно слишком утончённо, чтобы обозначаться как "восприятие".

4 Комментарий: Все эти виды восприятий вместе с воззрениями являются обусловленными. Поскольку они обусловленные, они являются грубыми. Но есть ниббана, которая называется "прекращением формаций", то есть [прекращением всего] обусловленного. Познав "Есть вот это", то есть ниббану, видя спасение от обусловленного, Татхагата вышел за пределы обусловленного.

5 SV: По заметке дост. Бодхи, здесь не говорится о возможных видах восприятия, т.к. речь идёт о "я", которое не обладает восприятием.

6 Бодхи: Комментарий указывает, что утверждение сделано в отношении тех миров, где присутствуют все пять совокупностей. В бесформенных мирах сознание существует без совокупности материальной формы, а в мире невоспринимающих существ (асання-сатта) есть только материальная форма, но нет сознания. Однако сознание никогда не может существовать без трёх других ментальных совокупностей (чувства, восприятия, формаций).

7 Бодхи: Комментарий поясняет, что выражение "диттха-сутамута-виння-табба" означает "то, что познаётся как видимое, слышимое, ощущаемое" и относится к познанию через двери органов чувств. Однако оно также может включать все грубые процессы познавания, которые происходят через дверь ума. Чтобы войти в четвёртое нематериальное достижение, нужно, чтобы все обыденные умственные формации, связанные с иными когнитивными процессами, были преодолены, так как их наличие является помехой для вхождения в это (медитативное) достижение. Поэтому оно называется "не воспринимающим" (н'ева санни).

8 SV: В четвёртой бесформенной сфере формации ещё наличествуют, но в утончённом (остаточном) виде. См. также СН 14.11.

9 Бодхи: "Страх и отвращение по отношению к личности" – это аспект жажды не-существования (вибхава-танха). Аннигиляционистическое воззрение, из-за которого возникает такой вид жажды, всё ещё подразумевает вовлечённость в определение себя как "я" (атта) – то есть "я", которое уничтожается в момент смерти, – и таким образом, несмотря на своё отрицание, такой теоретик (из-за цепляния за воззрение о "я") всё ещё привязан к круговерти существования.

10 SV: По заметке дост. Бодхи было рассмотрено всего четыре основания, а Будда в тексте говорит про пять. Комментарий пытается это объяснить так, что ниббана была рассмотрена, когда речь шла о восприятии единого и множественного, однако такая трактовка неубедительна. Более того, размещение в тексте воззрений о прошлом после воззрений о будущем также плохо стыкуется с этим объяснением. Судя по всему, текст до какой-то степени был искажён в процессе древней устной передачи. Как считает Скиллинг, этот отрывок может являться частью устного комментария, который в какой-то момент был включён в текст сутты.

11 Бодхи: Так как данное воззрение относится к прошлому, вероятно, это может означать, что в каком-то моменте в прошлом мир и "я" возникли спонтанно из ничего.

12 Бодхи: Это включает в себя четыре вида частичного этернализма (см. ДН 1).

13 Бодхи: Вероятно, это включает в себя четыре вида постоянного избегания (любых однозначных утверждений) (см. ДН 1).

14 SV: Первые три воззрения, согласно ДН 1, возникают у медитирующих отшельников. Первый из них обретает такое медитативное сосредоточение, что видит мир как имеющий границы (вероятно, в связи с его ограниченным видением в джхане; насчёт ограниченного "сияния" в джхане см. МН 127). Второй из них обретает безграничное сосредоточение и видит, что у мира нет границ (вероятно, из-за более развитого сосредоточения). Третий из них обретает сосредоточение, в результате которого его медитативное видение ограничено сверху и снизу, но безгранично по сторонам. В итоге он делает утверждение, что мир и безграничен, и ограничен. Четвёртое же утверждение делает отшельник, который не имеет медитативных достижений, но который просто лишь размышляет над разногласиями в утверждениях предыдущих трёх видов отшельников.

15 SV: Иногда встречается мнение, что под "самостью" или "я" Будда подразумевал только нечто такое, что является внутренне приятным, а потому, если что-то является болезненным, оно не является "я" уже только по этой причине. Такая логическая цепочка действительно встречается в ряде сутт. Однако, судя по этому фрагменту, Будда допускает также и то, что кто-то может считать "я" болезненным. Очевидно, что для такого человека логический довод "раз что-то является болезненным, то оно является и безличностным" работать не будет. Скорее всего, когда Будда приводит эту логическую цепочку в суттах, то делает это только для тех, кто считает своё "я" исключительно приятным, переживающим только приятное, а не для всех подряд (как может показаться, если считать, что эта логика истинна абсолютно во всех случаях).

16 Бодхи: Другими словами, они должны соглашаться с собственной доктриной на некоем основании, отличном от знания, то есть включающем в себя веру или рассуждение. В МН 95 сказано, что эти пять видов убеждённости могут привести к выводам, которые могут оказаться истинными или ложными.

17 Комментарий: В действительности это не знание, а неправильное понимание; поэтому оно объявлено цеплянием к воззрениям.

18 SV: Хотя в сутте сказано, что все эти воззрения строятся на одной из пяти видов убеждённости (т.е. не на прямом знании), всё же в ДН 1 Будда говорит, что некоторые из этих воззрений, хоть и являются ошибочными, опираются на прямое знание.

19 Бодхи: Это первая и вторая джхана, где присутствует фактор "восторг" (пити).

20 Бодхи: Комментарий объясняет, что это грусть от утраты состояния джханы. Она возникает не сразу после выхода из джханы, а потом, когда приходит понимание того, что джхана окончилась.

21 SV: Это приятное ощущение (сукха), возникающее из-за возмутимости в 3-й джхане.

22 SV: Это четвёртая джхана (а также все бесформенные сферы).

23 Бодхи: Палийское выражение "ахам асми" ([Это] я) означает, что он всё ещё связан с цеплянием.

SV: Преодоление ни-приятного-ни-болезненного чувства означает, что он преодолел не только четвёртую джхану, но и четыре бесформенные сферы, так как в них также присутствует ни-приятное-ни-болезненное чувство.

24 Бодхи: Комментарий считает это отсылкой к воззрению о "я". Таким образом, он всё ещё цепляется воззрение.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.