Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Девадаха-сутта: В Девадахе
МН 101

 
редакция перевода: 11.11.2020
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi"

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в стране Сакьев, где у Сакьев был город под названием Девадаха. Там Благословенный обратился к монахам так: «Монахи!»
«Уважаемый!» – ответили они.
Благословенный сказал: «Монахи, есть некоторые жрецы и отшельники, придерживающиеся такой доктрины и воззрения, как это: «Что бы человек ни чувствовал – удовольствие, боль или ни-удовольствиени-боль – всё это обусловлено тем, что было [им] сделано в прошлом. Поэтому, истребляя аскезой прошлые действия и не делая новых действий, [аскет делает так], что не будет последствий в будущем. Когда нет последствий в будущем, имеет место уничтожение действия. С уничтожением действия имеет место уничтожение страданий. С уничтожением страданий имеет место уничтожение чувств. С уничтожением чувств всё страдание будет истощено». Так говорят нигантхи, монахи.
Я отправился к нигантхам, которые говорят так, и я сказал: «Друзья нигантхи, правда ли, что вы придерживаетесь такой доктрины и воззрения, как это: «Что бы человек ни чувствовал... страдание будет истощено»?»
Будучи спрошенными так, нигантхи подтвердили это и сказали: «Да».
Тогда я сказал им: «Но, друзья, знаете ли вы, что вы существовали в прошлом и что не так оно вовсе, что вас не было в прошлом?»
«Нет, друг».
«Но, друзья, знаете ли вы, что вы совершали порочные деяния в прошлом и не воздерживались от них?»
«Нет, друг».
«Но, друзья, знаете ли вы, что вы совершали такие-то и такие-то порочные деяния?»
«Нет, друг».
«Но, друзья, знаете ли вы, что столько-то страдания уже было истощено, или столько-то страдания ещё следует истощить, или что если истощить столько-то страдания, то всё страдание истощится?»
«Нет, друг».
«Но, друзья, знаете ли вы, что такое отбрасывание неблагих состояний и что такое взращивание благих состояний здесь и сейчас?»
«Нет, друг»..
«Итак, друзья, выходит, что вы не знаете, существовали ли вы в прошлом… не знаете, что такое отбрасывание неблагих состояний и что такое взращивание благих состояний здесь и сейчас. В таком случае почтенным нигантхам не стоит утверждать: «Что бы человек ни чувствовал – удовольствие, боль или ни-удовольствие-ни-боль – всё это обусловлено тем, что было [им] сделано в прошлом. Поэтому, истребляя аскезой прошлые действия и не делая новых действий, [аскет делает так], что не будет последствий в будущем. Когда нет последствий в будущем, имеет место уничтожение действия. С уничтожением действия имеет место уничтожение страданий. С уничтожением страданий имеет место уничтожение чувств. С уничтожением чувств всё страдание будет истощено».
Если, друзья нигантхи, вы бы знали, что вы существовали в прошлом... знали, что такое отбрасывание неблагих состояний и что такое взращивание благих состояний здесь и сейчас, то было бы уместно почтенным нигантхам утверждать: «Что бы человек ни чувствовал... страдание будет истощено».
Друзья нигантхи, представьте, как если бы человека ранили стрелой, густо смазанной ядом, и из-за этого он испытывал болезненные, мучительные, пронзающие чувства. Тогда его друзья и товарищи, его родственники и родня привели бы врача. Врач сделал бы круговой надрез вокруг раны ножом, прощупал стрелу зондом, извлёк стрелу, приложил к ране целебный порошок, и на каждом этапе человек испытывал бы болезненные, мучительные, пронзающие чувства. Но затем, позже, когда рана зажила и затянулась кожей, он был бы доволен и счастлив, освобождён, был бы хозяином самому себе, мог пойти куда бы ему вздумалось. Он мог бы подумать: «Прежде я был пронзён стрелой, густо смазанной ядом, и из-за этого я испытывал болезненные, мучительные, пронзающие чувства. Тогда мои друзья и товарищи, близкие и родственники привели врача. Врач сделал круговой надрез вокруг раны ножом, прощупал стрелу зондом, извлёк стрелу, приложил к ране целебный порошок, и на каждом этапе я испытывал болезненные, мучительные, пронзающие чувства. Но теперь рана зажила и затянулась кожей, я доволен и счастлив, освобождён, хозяин самому себе, могу пойти куда мне вздумается».
Точно так же, друзья нигантхи, если бы вы знали, что вы существовали в прошлом... знали, что такое отбрасывание неблагих состояний и что такое взращивание благих состояний здесь и сейчас, то было бы уместно почтенным нигантхам утверждать: «Что бы человек ни чувствовал... страдание будет истощено».
Но поскольку, друзья нигантхи, вы не знаете, что вы существовали в прошлом... не знаете, что такое отбрасывание неблагих состояний и что такое взращивание благих состояний здесь и сейчас, то не стоит почтенным нигантхам утверждать: «Что бы человек ни чувствовал... страдание будет истощено»».

Пять видов убеждённости

Когда так было сказано, нигантхи сказали мне: «Друг, Нигантха Натапутта – всезнающий и всевидящий, он заявляет о том, что обладает абсолютным знанием и видением – «Иду ли я, стою, сплю или бодрствую, знание и видение непрерывно и постоянно присутствуют во мне». Он говорит: «Нигантхи, в прошлом вы совершали порочные деяния. Истощите их исполнением пронзающей аскезы. А когда вы здесь и сейчас сдержанны в теле, речи и уме, это является не-деланием порочных деяний на будущее. Поэтому, истребив аскезой прошлые действия и не делая новых действий, вы не будете иметь последствий в будущем. Когда нет последствий в будущем, имеет место уничтожение действия. С уничтожением действия имеет место уничтожение страданий. С уничтожением страданий имеет место уничтожение чувств. С уничтожением чувств всё страдание будет истощено». Такова [доктрина], которую мы одобряем и принимаем, мы довольны ей».
Когда так было сказано, я сказал нигантхам: «Есть пять вещей, друзья нигантхи, которые могут двояко обернуться здесь и сейчас. Какие пять?

* Вера,
* одобрение,
* устная традиция,
* умозаключение посредством обдумывания,
* согласие с воззрением после рассмотрения.

Эти пять вещей могут двояко обернуться здесь и сейчас1. Таким образом, какой вид веры имеется у почтенных нигантхов к учителю, который говорит о прошлом? Какой вид одобрения, какой вид устной традиции, какой вид умозаключения посредством обдумывания, какой вид согласия с воззрением после рассмотрения?» Когда так было сказано, монахи, я не увидел какой-либо обоснованной защиты нигантхами собственной позиции.

Болезненная аскеза

Далее, монахи, я сказал нигантхам: «Друзья нигантхи, как вы думаете? Когда имеет место напряжённое старание, напряжённое рвение, испытываете ли вы болезненные, мучительные, пронзающие чувства из-за [этого] напряжённого старания? Но когда нет напряжённого старания, напряжённого рвения, разве не так оно, что вы не испытываете каких-либо болезненных, мучительных, пронзающих чувств из-за [этого] напряжённого старания?»
«Когда имеет место напряжённое старание, друг Готама, напряжённое рвение, тогда мы испытываем болезненные, мучительные, пронзающие чувства; но когда нет напряжённого старания, напряжённого рвения, мы не испытываем каких-либо болезненных, мучительных, пронзающих чувств из-за [этого] напряжённого старания».
«Выходит, друзья нигантхи, что когда имеет место напряжённое старание... вы испытываете... когда нет напряжённого старания... вы не испытываете каких-либо болезненных, мучительных, пронзающих чувств из-за [этого] напряжённого старания. В таком случае не стоит почтенным нигантхам утверждать: «Что бы человек ни чувствовал... страдание будет истощено»2.
Если, друзья нигантхи, когда имело бы место напряжённое старание, напряжённое рвение и наличествовали болезненные, мучительные, пронзающие чувства изза [этого] напряжённого старания, а также когда не было бы напряжённого старания, напряжённого рвения, но всё ещё наличествовали бы болезненные, мучительные, пронзающие чувства из-за [этого] напряжённого старания, то тогда было бы уместно почтенным нигантхам утверждать: «Что бы человек ни чувствовал... страдание будет истощено».
Но поскольку, друзья нигантхи, когда имеет место напряжённое старание, напряжённое рвение, и тогда вы испытываете болезненные, мучительные, пронзающие чувства из-за [этого] напряжённого старания, а когда нет напряжённого старания, напряжённого рвения, то вы не испытываете болезненных, мучительных, пронзающих чувств из-за [этого] напряжённого старания, – то вы испытываете только болезненные, мучительные, пронзающие чувства из-за наложенного на себя старания и из-за неведения, незнания, заблуждения вы ошибочно полагаете: «Что бы человек ни чувствовал... страдание будет истощено»». Когда так было сказано, монахи, я не увидел какой-либо обоснованной защиты нигантхами собственной позиции.

Вопросы о камме


Далее, монахи, я сказал нигантхам: «Друзья нигантхи, как вы думаете? Может ли действие, [результат которого] переживается здесь и сейчас, за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается в следующей жизни?»
«Нет, друг».
«Но может ли действие, [результат которого] переживается в следующей жизни, за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается здесь и сейчас?»
«Нет, друг».
«Друзья нигантхи, как вы думаете? Может ли действие, [результат которого] переживается приятным, за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается болезненным?»
«Нет, друг».
«Но может ли действие, [результат которого] переживается болезненным, за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается приятным?»
«Нет, друг».
«Друзья нигантхи, как вы думаете? Может ли действие, [результат которого] переживается в зрелой [личности], за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается в незрелой [личности]?»3
«Нет, друг».
«Но может ли действие, [результат которого] переживается в незрелой [личности], за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается в зрелой [личности]?»
«Нет, друг».
«Друзья нигантхи, как вы думаете? Может ли действие, [результат которого] переживается значительно, за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается незначительно?»
«Нет, друг».
«Но может ли действие, [результат которого] переживается незначительно, за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается значительно?»
«Нет, друг».
«Друзья нигантхи, как вы думаете? Может ли действие, [результат которого] переживается, за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] не переживается?»
«Нет, друг».
«Но может ли действие, [результат которого] не переживается, за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается?»
«Нет, друг».
«Выходит, друзья нигантхи, не может быть такого, что действие, [результат которого] переживается здесь и сейчас, за счёт старания и рвения станет таким, [результат которого] переживается в следующей жизни... за счёт старания и рвения стать таким, [результат которого] переживается. В таком случае старание почтенных нигантхов тщетно, их рвение тщетно».
Так говорят нигантхи, монахи. И поскольку нигантхи так говорят, есть десять разумных выводов из их утверждений, что дают почву для их критики.

Десять поводов для критики нигантхов

Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены тем, что было сделано в прошлом, то тогда нигантхи, вне сомнений, должны были совершать плохие поступки в прошлом, ведь теперь они переживают такие болезненные, мучительные, пронзающие чувства.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены созидательным актом Верховного Бога, то тогда нигантхи, вне сомнений, должны были быть сотворены злым Верховным Богом, ведь теперь они переживают такие болезненные, мучительные, пронзающие чувства.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены обстоятельствами и природой, то тогда нигантхам, вне сомнений, не повезло, ведь теперь они переживают такие болезненные, мучительные, пронзающие чувства.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены классом [среди шести классов рождений], то тогда нигантхи, вне сомнений, принадлежат к плохому классу, ведь теперь они переживают такие болезненные, мучительные, пронзающие чувства.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены старанием здесь и сейчас, то тогда нигантхи, вне сомнений, плохо стараются здесь и сейчас, ведь теперь они переживают такие болезненные, мучительные, пронзающие чувства.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены тем, что было сделано в прошлом, то нигантхи заслуживают порицания; если нет, то всё равно нигантхи заслуживают порицания. Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены созидательным актом Верховного Бога... обстоятельствами и природой... обусловлены классом... обусловлены старанием здесь и сейчас, то нигантхи заслуживают порицания; если нет, то всё равно нигантхи заслуживают порицания.
Так говорят нигантхи, монахи. И поскольку нигантхи так говорят, есть эти десять разумных выводов из их утверждений, что дают почву для их критики. Так их старание тщетно, их рвение тщетно.

Плодотворное старание и усилие

И какое старание плодотворно, какое рвение плодотворно? Вот, монахи, монах, будучи не подавленным [страданием], не подавляет себя страданием; и он не оставляет удовольствия, согласующегося с Дхаммой, хотя и не ослеплён этим удовольствием. Он знает так: «Когда я стараюсь с решимостью, этот конкретный источник страдания исчезает во мне из-за этого решительного старания; и когда я смотрю с невозмутимостью, этот конкретный источник страдания исчезает во мне по мере того, как я развиваю невозмутимост». Он старается с решительностью в отношении этого конкретного источника страдания, который исчезает в нём из-за этого решительного старания; и он развивает невозмутимость в отношении этого конкретного источника страдания, который исчезает в нём по мере того, как он развивает невозмутимость.
Когда он старается с решимостью, такой-то и такойто источник страдания исчезает в нём из-за этого решительного старания; так страдание истощается в нём. Когда он смотрит с невозмутимостью, такой-то и такойто источник страдания исчезает в нём по мере того, как он развивает невозмутимость; так страдание истощается в нём.
Представьте, монахи, мужчину, влюблённого в женщину, с умом, прикованным к ней сильным желанием и страстью. Он мог бы увидеть, как та женщина стоит с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся. Как вы думаете, монахи? Возникли бы в том мужчине печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние, когда он видит, как та женщина стоит с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся?»
«Да, уважаемый. И почему? Ведь тот мужчина любит ту женщину, с умом, прикованным к ней сильным желанием и страстью. Вот почему печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние возникнут в нём, когда он увидит, как та женщина стоит с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся».
«Затем, монахи, мужчина подумал бы: «Я люблю эту женщину, с умом, прикованным к ней сильным желанием и страстью. Так печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние возникают во мне, когда я вижу, как та женщина стоит с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся. Что если я отброшу моё желание и страсть к этой женщине?» И он бы отбросил желание и страсть к этой женщине. И после он мог бы увидеть, как та женщина стоит с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся. Как вы думаете, монахи? Возникли бы в том мужчине печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние, когда он видит, как та женщина стоит с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся?»
«Нет, уважаемый. И почему? Потому что тот мужчина более не любит эту женщину. Вот почему печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние не возникают в нём, когда он видит, как та женщина стоит с другим мужчиной, болтает, шутит, смеётся».
«Точно так же, монахи, когда монах, будучи не подавленным [страданием], не подавляет себя страданием... так страдание истощается в нём. Так, монахи, [это] старание плодотворно, рвение плодотворно.
Далее, монахи, монах считает так: «Когда я живу в соответствии со своим удовольствием, неблагие состояния увеличиваются во мне, а благие состояния уменьшаются; но когда я прилагаю усилие в том, что болезненно, неблагие состояния уменьшаются во мне, а благие увеличиваются. Что если я буду прилагать усилия в том, что болезненно?» Он прилагает усилия в том, что болезненно. По мере того как он делает так, неблагие состояния уменьшаются в нём, а благие увеличиваются. Спустя какое-то время он не прилагает усилия в том, что болезненно. И почему? Цель, ради которой тот монах прилагал усилия в болезненном, была достигнута; вот почему спустя какое-то время он не прилагает усилия в том, что болезненно.
Представьте, монахи, как если бы изготовитель стрел нагревал и высушивал древко стрелы между двумя источниками огня, делая его прямым и подходящим. Когда древко стрелы было нагрето и высушено между двумя источниками огня, было сделано прямым и подходящим, спустя какое-то время он бы не нагревал вновь и не высушивал древко стрелы, делая его прямым и подходящим. И почему? Цель, ради которой тот изготовитель стрел нагревал... была достигнута. Вот почему спустя какое-то время он бы не нагревал вновь и не высушивал древко стрелы, делая его прямым и подходящим.
Точно так же монах считает так: «Когда я живу в соответствии со своим удовольствием...» ...вот почему спустя какое-то время он не прилагает усилия в том, что болезненно.

Путь практики

Далее, монахи, в мире появляется Татхагата – совершенный, полностью просветлённый

...4...

Оставив эти пять помех, изъянов ума, что ослабляют мудрость, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], он входит и пребывает в первой джхане…5 Так, монахи, [это] старание также плодотворно, рвение плодотворно. Далее… входит и пребывает во второй джхане… третьей… четвёртой джхане. Так, монахи, [это] старание также плодотворно, рвение плодотворно.
Когда его ум стал таким сосредоточенным, очищенным, ярким, безупречным, избавленным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым и непоколебимым, он направляет его к знанию воспоминаний прошлых жизней…6 Так, монахи, [это] старание также плодотворно, рвение плодотворно.
Когда его ум стал таким сосредоточенным, очищенным, ярким, безупречным, избавленным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым и непоколебимым, он направляет его к знанию смерти и перерождения существ... Так, монахи, [это] старание также плодотворно, рвение плодотворно.
Когда его ум стал таким сосредоточенным, очищенным, ярким, безупречным, избавленным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым и непоколебимым, он направляет его к знанию уничтожения пятен... Так, монахи, [это] старание также плодотворно, рвение плодотворно.

Десять поводов для похвалы Будды

Так говорит Татхагата, монахи. И поскольку Татхагата говорит так, есть десять разумных оснований для его похвалы.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены тем, что было сделано в прошлом, то тогда Татхагата, вне сомнений, должен был совершать хорошие поступки в прошлом, ведь теперь он переживает такие незапятнанные приятные чувства.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены созидательным актом Верховного Бога, то тогда Татхагата, вне сомнений, должен был быть сотворён добрым Верховным Богом, ведь теперь он переживает такие незапятнанные приятные чувства.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены обстоятельствами и природой, то тогда Татхагате, вне сомнений, повезло, ведь теперь он переживает такие незапятнанные приятные чувства.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены классом [среди шести классов рождений], то тогда Татхагата, вне сомнений, принадлежит к хорошему классу, ведь теперь он переживает такие незапятнанные приятные чувства.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены старанием здесь и сейчас, то тогда Татхагата, вне сомнений, хорошо старается здесь и сейчас, ведь теперь он переживает такие незапятнанные приятные чувства.
Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены тем, что было сделано в прошлом, то Татхагата заслуживает похвалы; если нет, то всё равно Татхагата заслуживает похвалы. Если удовольствие и боль, переживаемые существами, обусловлены созидательным актом Верховного Бога... обстоятельствами и природой... обусловлены классом... обусловлены старанием здесь и сейчас, то Татхагата заслуживает похвалы; если нет, то всё равно Татхагата заслуживает похвалы.
Так говорит Татхагата, монахи. И поскольку Татхагата говорит так, есть эти десять разумных оснований для его похвалы».
Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.


1 SV: См. МН 95 насчёт прояснения этого утверждения.

2 Бодхи: Им не стоит делать такого утверждения потому, что их "напряжённое старание", то есть их аскетическая практика, является причиной их болезненных чувств.

3
Комментарий: Действие, переживаемое в зрелой [личности], является синонимом действия, переживаемого здесь и сейчас. Действие, переживаемое в незрелой личности, является синонимом действия, переживаемого в следующей жизни. Но делается следующая детализация: любое действие, приносящее плод в этой самой жизни, является переживаемым здесь и сейчас, но только действие, которое приносит свой плод в течение 7 дней, называется тем, которое переживается в зрелой личности.

SV: Дост. Тханиссаро переводит этот фрагмент иначе, используя выражения "действие, созревающее для переживания", "действие, не созревающее для переживания", за счёт чего смысл полностью меняется. Дост. Суджато в свою очередь переводит, используя следующие выражения: "Поступок, переживаемый при полном созревании", "поступок, переживаемый при неполном созревании".

4 SV: Здесь идёт длинный однотипный фрагмент этапов буддийского пути практики, как, например, в МН 51.

5 SV: Формула первой и остальных трёх джхан (ниже по тексту) раскрываются, как в МН 8.

6 SV: Это и остальные два знания раскрываются по стандартной формуле так же, как, например, в МН 4.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.