| |
Словами:
«Я сын тебе, о государь» — Учитель — он жил тогда в роще Джетаване
— начал свой рассказ о некоей кшатрийке по имени Васабха. Все
подробности содержатся в джатаке о Бхаддасале из Двенадцатой
книги; пока же достаточно знать, что Васабха появилась на свет
от кшатрия Маханамы Сакки и шудры по имени Нагамунда и что со
временем она сделалась первой женой правителя Косалы и родила
ему сына. Прознав о низком происхождении Васабхи, царь Косалы
лишил ее высокого положения, а сына ее Видудабху — его законных
прав. И матери и царевичу запрещено было покидать внутренние
покои дворца.
Услышал про это
Учитель и как-то поутру в сопровождении пятисот бхиккху явился в царский
дворец и, усевшись на предложенное ему почетное место, обратился к государю
с вопросом: «Великий царь, а где дочь кшатрия Васабха?» И рассказал тогда
царь Учителю обо всем случившемся. «Государь, — спросил Учитель, — от
кого рождена Васабха?» «От Маханамы, высокопочтенный», — отвечал ему
царь. «А кого выбрала она себе в мужья?» — снова спросил Учитель. «Меня,
высокопочтенный», — сказал царь. «Знай, государь, — молвил Учитель, —
Васабха зачата царем, стала царской супругой и от царя родила сына; отчего же
сыну твоему не наследовать царство отца? Было же такое, что царь сочетался
временным браком со сборщицей хвороста и после рождения сына
провозгласил его наследником престола». Царь Косалы стал тогда просить
Всеблагого поведать о прошлом, и Достославный раскрыл смысл события,
происшедшего в прежней жизни и поэтому утраченного памятью
царя.
«Во времена
прошедшие правил в Бенаресе царь Брахмадатта. Однажды он со всей своей
огромной свитой отправился в сад и бродил там, с увлечением собирая цветы и
плоды. В одном из уголков увидал он девушку, которая, напевая, собирала
хворост. И, устремясь к этой девушке всем сердцем, он завладел ею, — и в миг
их соединения Бодхисатта был зачат в лоне этой девушки. И отяжелело ее чрево
внезапно, будто пронзила его стрела громовая, и, зная, что понесла, молвила
женщина: «Затяжелела я от тебя, господин мой!» Перед ее уходом царь дал ей
перстень-печатку, и прежде чем отпустить, наказал: «Если родится девочка,
продай перстень и расти ее на вырученные деньги; родится сын — возьми
перстень и приходи ко мне вместе с мальчиком». В положенный срок родила
женщина Бодхисатту. И стал уж малыш гулять и бегать. Играя во дворе,
услыхал он от кого-то о себе: «Этот ублюдок ударил меня!» Бодхисатта
побежал к матери испросил ее: «Скажи, кто мой отец?» «Твой отец — царь
бенаресский!» — ответила мать. «Можешь ты это доказать?» — снова спросил
сын. «Расставаясь со мной, твой отец вручил мне этот перстень, сказав при том:
«Если родится девочка — продай перстень и расти ее на вырученные деньги,
родится сын — приходи ко мне вместе с сыном», — объяснила ему мать. «Если
это правда, мама, — молвил Бодхисатта, — то отчего же ты не отведешь меня к
отцу?»
Видя
настойчивость сына, мать пошла вместе с ним к воротам дворца. Она попросила
доложить о ней государю. Получив дозволение, она вошла внутрь и с
подобающими почестями сказала царю: «Вот, господин, сын твой!» Царь, хотя
и признал ее, устыдился, однако, и отказался: «Не мой это сын!» «Но вот,
государь, твой перстень — его-то ты признаешь?» — упорствовала мать. «И
перстень этот не мой!» — продолжал отпираться царь. Тогда женщина
воскликнула: «Ну что ж, государь, у меня остался теперь единственный способ
доказать истину: если ребенок этот и впрямь рожден от тебя, он сможет сидеть
в воздухе, а нет — упадет на землю и разобьется». С этими словами она
схватила Бодхисатту за ногу и подбросила его высоко вверх.
Бодхисатта уселся,
скрестив ноги, в воздухе и, наставляя своего родителя в Дхамме, нежным
голосом спел такой стих:
Я сын тебе, о государь!
Высокомудрый властелин,
Храни других, но пуще всех
Cвое дитя: ведь я — твой сын!
Царь, внимая восседающему
в воздушном пространстве Бодхисатте, который наставлял его в
Дхамме, простер к нему руки и вскричал: «Иди же ко мне, дорогой.
Я буду холить тебя и лелеять, выращу и воспитаю тебя». Тысячи
людей тоже протянул руки к Бодхисатте, но он ни к кому не пошел,
а спустился в объятия к царю, который провозгласил Бодхисатту
своим наследником, а его мать — своей старшей женой. После смерти
царя Бодхисатта воссел на престол и при помазании был наречен
Каттхаваханой — «Носящим дрова». Он правил царством, следуя
Дхамме, и, когда пришел срок, перешел в иное рождение в соответствии
с накопленными заслугами».
Учитель поведал
эту поучительную историю царю Косалы и, соединяя прошлую жизнь с
нынешней и сливая в единое целое стих и прозу, истолковал джатаку и так
связал перерождения: «Матерью была Махамайя, отцом — властитель
Суддходана, царем же Каттхаваханой — я сам».
|