| |
Словами:
«Роняемые деревом сепанни...» — Учитель — он жил тогда в Бамбуковой роще
— начал рассказ о Девадатте.
Как-то раз, сойдясь
в зале собраний, монахи единодушно поносили Девадатту. «Почтенные, —
говорили они, — этот Девадатта готов на все, дабы погубить Учителя,
воплотившего в себе все десять совершенств. Однажды он отправил отряд
лучников подстрелить Благословенного, в другой раз хотел сбросить на него
большой камень, а как-то спустил с привязи бешеного слона Дханапалаку». Тут
вошел Учитель, сел на свое место и спросил: «О чем это, братия, у вас речь?»
«Достославный, — ответили бхиккху, — мы рассуждаем о низости Девадатты,
который готов на все, дабы погубить тебя». «О монахи, — заметил Учитель, —
не только ведь ныне Девадатта стремится погубить меня, он и прежде
домогался моей смерти, хотя так и не смог выполнить свое намерение». И
Учитель поведал бхиккху о том, что было в прошлой жизни.
«Во времена
стародавние, когда на бенаресском престоле восседал царь Брахмадатта,
Бодхисатта родился оленем. Жил он в лесу, питаясь плодами деревьев. В пору, о
которой речь, он пасся близ дерева сепанни, подбирая упавшие с его ветвей
плоды. В том же краю жил и некий зверолов, охотившийся с помостов на
деревьях. Заметив оленьи следы у подножия какого-нибудь дерева, этот
охотник устраивал в густых ветвях дерева помост, прятался там и, дождавшись,
пока олень придет полакомиться плодами, пронзал его копьем; добытое мясо
охотник продавал и так зарабатывал себе на пропитание. Однажды охотник
увидел у подножия дерева сепанни следы копыт Бодхисатты, соорудил в ветвях
помост и отправился домой. Наутро после завтрака, прихватив с собой копье,
охотник пошел в лес, забрался на помост и затаился, укрывшись в
ветвях.
А тут как раз на
поляне появился Бодхисатта, пришедший полакомиться плодами сепанни.
Однако он не подошел сразу к дереву, а остановился поодаль. «Некоторые
охотники любят прятаться на помостах среди ветвей, — думал он, — нет ли и
тут кого-нибудь?» Размышляя так, Бодхисатта отошел в сторону и принялся
наблюдать за деревом. Охотник же, досадуя, что олень не подходит ближе,
нарвал плодов сепанни и, не показываясь из своего укрытия, швырнул их к
ногам Бодхисатты. При виде плодов Бодхисатта подумал: «Они мне прямо под
ноги свалились. Не прячется ли там наверху охотник?» Он все пристальнее
вглядывался в зелень, покуда не заметил наконец затаившегося человека.
Однако он не подал и вида, что обнаружил охотника, и молвил, обращаясь к
дереву: «Послушай! Прежде ты стлалось передо мной, словно лиана, роняя
плоды прямо к моим ногам; но теперь ты уже не соблюдаешь Дхамму деревьев,
ты ее отринуло, поэтому я пойду к другому дереву и поищу себе пропитания у
его корней». И, сказав так, Бодхисатта спел такой стих:
Роняемые
деревом сепанни
давно оленю ведомы плоды:
К другому дереву свой путь направлю,
а то ведь и недолго до беды!
Укрывшийся на
помосте охотник отшвырнул тогда копье и закричал с досадой вслед
убегавшему оленю: «Ступай! Сегодня мое копье миновало тебя». При этих
словах Бодхисатта остановился и, оборотясь к охотнику, сказал: «Послушай,
человек! Твое копье и впрямь миновало меня. Но впереди тебя ожидают пять
видов мучений в восьми великих и шестнадцати малых чистилищах. Тогда тебе
не миновать воздаяния за твои дурные поступки». Олень повернулся и побежал,
куда ему было нужно; охотник же слез с дерева и тоже отправился по своим
делам».
И, повторив еще
раз: «Не только ныне, монахи, стремится погубить меня Девадатта, он и прежде
стремился к тому же, но ничего не достиг в своих стараниях», Учитель закончил
наставления в Дхамме и истолковал джатаку, так связав перерождения: «С
помоста в ту пору охотился Девадатта, оленем же был я сам».
|