«Монахи, есть
две эти формы свойства ниббаны. Какие две? Свойство ниббаны с остаточным
топливом, и свойство ниббаны без остаточного топлива.
И
что такое свойство ниббаны с остаточным топливом? Вот монах
– арахант, чьи загрязнения окончены, который достиг осуществления,
выполнил задачу, cбросил тяжкий груз, достиг истинной цели,
разорвал путы становления, и освободился за счёт правильного
знания. Его пять качеств чувств всё ещё остаются, и, поскольку
они находятся в целости, он воспринимает приятное и неприятное,
чувствует удовольствие и боль. Окончание его страсти, злости,
и заблуждения называется свойством ниббаны с остаточным топливом.
И
что такое свойство ниббаны без остаточного топлива? Вот монах
– арахант, чьи загрязнения окончены, который достиг осуществления,
выполнил задачу, сбросил тяжкий груз, достиг истинной цели,
разорвал путы становления, и освободился за счёт правильного
знания. Для него [в момент смерти] всё то, что ощущается,
не имея подпитки, прямо здесь и угаснет. Это называется свойством
ниббаны без остаточного топлива». Таково значение того, что
сказал Благословенный. И в отношении этого было сказано:
«Это было провозглашено тем, кто видит –
Свойства ниббаны того, кто независим, того, кто Таков:
Одно свойство – в этой самой жизни с остаточным топливом,
[Происходящее] из уничтожения проводника к становлению;
И [иное свойство] – без остаточного топлива, после завершения
жизни –
В котором всякое становление полностью прекращается.
У того, кто знает это несоставное состояние,
Ум освобождён уничтожением проводника к становлению.
Он, достигая сути Учения, доволен окончанием.
Отбросивший всякое становление, он Таков».
Это также было
сутью того, что сказал Благословенный, и так я слышала.