Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
      
.

Махасатипаттхана сутта:
Большая сутта об основах памятования
ДН 22

 
Перевод с английского: Д. А. Ивахненко
на основе перевода с пали Тханиссаро Бхиккху
источник:
www.dhamma.ru


 

Семь факторов Пробуждения
(Дхамманупассана бодджжхангапабба)

И далее, монах отслеживает качества ума в качествах ума семи факторов Пробуждения.
Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума семи факторов Пробуждения?
При этом,

Памятование

    * когда в нем присутствует просветляющий фактор памятования (сати), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор памятования,
    * либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор памятования, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора памятования;
    * и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора памятования;
    * и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора памятования.

Различение качеств ума

Когда в нем присутствует просветляющий фактор различения качеств ума (дхамма-вичая), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор различения качеств ума, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор различения качеств ума, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора различения качеств ума; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора различения качеств ума; и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора различения качеств ума.

Настойчивость

Когда в нем присутствует просветляющий фактор настойчивости (вирья), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор настойчивости, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор настойчивости, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора настойчивости; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора настойчивости; и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора настойчивости.

Восторг

Когда в нем присутствует просветляющий фактор восторга (пити), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор восторга, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор восторга, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора восторга ; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора восторга; и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора восторга.

Безмятежность

Когда в нем присутствует просветляющий фактор безмятежности (пассадхи), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор безмятежности, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор безмятежности, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора безмятежности ; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора безмятежности; и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора безмятежности.

Сосредоточение

Когда в нем присутствует просветляющий фактор сосредоточения (самадхи), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор сосредоточения, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор сосредоточения, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора сосредоточения; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора сосредоточения; и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора сосредоточения.

Равностность

Когда в нем присутствует просветляющий фактор безмятежного наблюдения (упеккха), монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор безмятежного наблюдения, либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор безмятежного наблюдения, он распознает, что в нем нет просветляющего фактора безмятежного наблюдения; и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора безмятежного наблюдения; и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора безмятежного наблюдения.
Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне, либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне, либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне. Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума, либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума, либо он отслеживает факторы происхождения и исчезновения в качествах ума.25
Либо его памятование соотносится с мыслью «Качества ума существуют» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума семи факторов Пробуждения.

Четыре благородные истины
(Дхамманупассана саччапабба)

И далее, монах отслеживает качества ума в качествах ума четырех благородных истин.
Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума четырех благородных истин? При этом,
    1.  монах распознает: «Это – страдание (дуккха)26» согласно действительности;
    2.  он распознает: «Это – источник страдания» согласно действительности;
    3.  он распознает: «Это – прекращение страдания» согласно действительности;
    4.  он распознает: «Это – путь, ведущий к прекращению страданий» согласно действительности.

Первая Благородная Истина

А в чем состоит благородная истина о страдании? Рождение – это страдание, старение – это страдание, смерть – это страдание; печаль, слезы, боль, горе и отчаяние – это страдание; связь с неприятным – это страдание, разлука с приятным – это страдание, неполучение желаемого – это страдание. Короче говоря, путь групп привязанности (упадана кхандха) – это страдание.
А что такое рождение? Любое рождение, зарождение, происхождение, возникновение, приход, появление групп (привязанности), и приобретение сфер (чувств), – разнообразными существами из той или иной группы существ, – вот что называется рождением.
А что такое старение?
Любое старение, одряхление, ухудшение здоровья, появление седины и морщин, упадок жизненной силы, ослабление способностей существ из той или иной группы существ, – вот что называется старением.
А что такое смерть?
Умирание, уход, разрушение, исчезновение, кончина, смерть, разрушение групп, покидание тела, прекращение жизненной способности, – вот что называется смертью.
А что такое печаль?
Печаль, сомнение, грусть, внутренняя печаль, внутренняя грусть любого, кто страдает от несчастья, столкнувшегося с чем-то болезненным, – вот что называется печалью.
А что такое слезы?
Плач, скорбь, жалобный крик, оплакивание, рыдание любого, кто страдает от несчастья, столкнувшегося с чем-то болезненным, – вот что называется слезами.
А что такое боль? Все, что переживается как телесная боль, телесное неудобство, боль или неудобство, вызванные телесным контактом, – вот что называется болью.
А что такое горе?
Все, что переживается как психическая (душевная) боль, психическое неудобство, боль или неудобство, вызванные контактом интеллекта, – вот что называется горем.
А что такое отчаяние?
Любое отчаяние, уныние, безысходность любого, кто страдает от несчастья, кто соприкоснулся с чем-то мучительным, – вот что называется отчаянием.
А что такое страдание от связи с неприятным? При этом происходят нежелательные, нелюбимые, непривлекательные зрительные образы, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения; или происходит связь, контакт, взаимоотношения, взаимодействие с теми, кто желает тебе зла, кто желает нанести вред, кто желает тебе неудобства, кто желает тебе не достичь покоя от привязанностей. Вот что называется страданием от связи с неприятным.
А что такое страдание от разлуки с приятным?
При этом не происходят желательные, любимые, привлекательные зрительные образы, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения; или не происходит связи, контакта, взаимоотношений, взаимодействия с теми, кто желает тебе добра, кто желает принести пользу, кто желает тебе удобства, кто желает тебе достичь покоя от привязанностей, с матерью, отцом, братом, сестрой, друзьями, коллегами или родственниками. Вот что называется страданием от разлуки с приятным.
А что такое страдание неполучения желаемого?
У существ, подверженных рождению, возникает желание: «О, пусть мы не будем подвержены рождению, и пусть рождение с нами не происходит».
У существ, подверженных старению возникает желание: «О, пусть мы не будем подвержены старению, и пусть старение с нами не происходит».
У существ, подверженных болезням возникает желание: «О, пусть мы не будем подвержены болезням, и пусть болезни с нами не происходят».
У существ, подверженных смерти возникает желание: «О, пусть мы не будем подвержены смерти, и пусть смерть с нами не происходит».
У существ, подверженных печали, слезам, боли, горю и отчаянию, возникает желание: «О, пусть мы не будем подвержены печали, слезам, боли, горю и отчаянию, и пусть печаль, слезы, боль, горе и отчаяние с нами не происходят». Но это не достигается желанием. В этом состоит страдание неполучения желаемого.
А каковы пять групп привязанности, которые, короче говоря, являются страданием?
Форма как группа привязанности, чувство как группа привязанности, распознавание как группа привязанности, намерение как группа привязанности, сознание как группа привязанности: именно они называются группами привязанности, которые, короче говоря, являются страданием.
Вот что называется благородной истиной о страдании.

Вторая Благородная Истина

А в чем состоит благородная истина о происхождении страдания? Жажда (танха), которая приводит к повторному рождению, – сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом, – то есть жажда чувственности, жажда становления, жажда не-становления.
И где эта возникающая жажда возникает и где эта обитающая жажда обитает? Что бы в мире ни казалось приятным и милым, здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
А что же в мире кажется приятным и милым?

Глаз в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Ухо в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Нос в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Язык в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Тело в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Интеллект (мано)в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Формы в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Звуки в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Запахи в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Вкусы в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Тактильные ощущения в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Идеи (дхамма)в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Сознание (винньяна) глаза в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Сознание уха в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Сознание носа в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Сознание языка в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Сознание тела в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Сознание интеллекта в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Контакт (сампхассо) глаза в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Контакт уха в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Контакт носа в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Контакт языка в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Контакт тела в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Контакт интеллекта в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Чувство (ведана), рожденное контактом глаза в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Чувство, рожденное контактом уха в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Чувство, рожденное контактом носа в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Чувство, рожденное контактом языка в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Чувство, рожденное контактом тела в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Чувство, рожденное контактом интеллекта в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Восприятие (саннья) форм в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Восприятие звуков в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Восприятие запахов в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Восприятие вкусов в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Восприятие тактильных ощущений в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Восприятие идей в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Намерение (саньчетана) по отношению к формам в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Намерение по отношению к звукам в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Намерение по отношению к запахам в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Намерение по отношению к вкусам в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Намерение по отношению к тактильным ощущениям в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Намерение по отношению к идеям в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Жажда (танха) форм в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Жажда звуков в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Жажда запахов в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Жажда вкусов в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Жажда тактильных ощущений в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Жажда идей в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Рассуждение (витакка) о формах в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Рассуждение о звуках в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Рассуждение о запахах в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Рассуждение о вкусах в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Рассуждение о тактильных ощущениях в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Рассуждение об идеях в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Изучение (вичара) форм в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Изучение звуков в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Изучение запахов в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Изучение вкусов в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Изучение тактильных ощущений в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Изучение идей в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.
Вот что называется благородной истиной о происхождении страдания.

Третья Благородная Истина

А в чем состоит благородная истина о прекращении страдания? Полное угасание и прекращение, покидание и отбрасывание, освобождение и избавление от этой вот жажды (танха).
А где эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и где эта прекращаемая жажда прекращается? Что бы в мире ни казалось приятным и милым, здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
А что же в мире кажется приятным и милым?

Глаз в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается
Ухо в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Нос в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Язык в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Тело в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Интеллект (мано)в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Формы в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Звуки в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Запахи в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Вкусы в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Тактильные ощущения в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Идеи (дхамма)в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Сознание (винньяна) глаза в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Сознание уха в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Сознание носа в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Сознание языка в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Сознание тела в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Сознание интеллекта в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Контакт (сампхассо) глаза в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Контакт уха в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Контакт носа в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Контакт языка в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Контакт тела в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Контакт интеллекта в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Чувство (ведана), рожденное контактом глаза в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Чувство, рожденное контактом уха в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Чувство, рожденное контактом носа в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Чувство, рожденное контактом языка в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Чувство, рожденное контактом тела в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Чувство, рожденное контактом интеллекта в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Восприятие (саннья) форм в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Восприятие звуков в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Восприятие запахов в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Восприятие вкусов в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Восприятие тактильных ощущений в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Восприятие идей в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Намерение (саньчетана) по отношению к формам в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Намерение по отношению к звукам в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Намерение по отношению к запахам в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Намерение по отношению к вкусам в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Намерение по отношению к тактильным ощущениям в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Намерение по отношению к идеям в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Жажда (танха) форм в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Жажда звуков в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Жажда запахов в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Жажда вкусов в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Жажда тактильных ощущений в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Жажда идей в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Рассуждение (витакка) о формах в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Рассуждение о звуках в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Рассуждение о запахах в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Рассуждение о вкусах в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Рассуждение о тактильных ощущениях в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Рассуждение об идеях в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Изучение (вичара) форм в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Изучение звуков в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Изучение запахов в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Изучение вкусов в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Изучение тактильных ощущений в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Изучение идей в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.
Вот что называется благородной истиной о прекращении страдания.

Четвёртая Благородная Истина

А в чем состоит благородная истина о пути практики, ведущем к прекращению страданий? Именно этот Благородный Восьмеричный Путь:
    1.  правильное понимание (диттхи),
    2.  правильная решимость (санкаппа),
    3.  правильная речь (вача),
    4.  правильное действие (камманта),
    5.  правильный образ жизни (аджива),
    6.  правильное усилие (ваяма),
    7.  правильное памятование (сати),
    8.  правильное сосредоточение (самадхи).

А что такое правильное понимание?

Знание о страдании, знание о происхождении страдания, знание о прекращении страдания. Знание о пути практики, ведущем к прекращению страдания:
вот что называется правильным пониманием.

А что такое правильная решимость?

Решимость, направленная на отречение, на свободу от зла, на непричинение вреда: вот что называется правильной решимостью.

А что такое правильная речь?

Воздержание от лжи, от вызывающей рознь, от оскорбляющей речи, и от пустой болтовни: вот что называется правильной речью.

А что такое правильное действие?

Воздержание от лишения жизни, от воровства, и от половых сношений: вот что называется правильным действием.

А что такое правильный образ жизни?

При этом благородный приверженец, оставив нечестный образ жизни, ведет свою жизнь в соответствии с правильным образом жизни: вот что называется правильным образом жизни.

А что такое правильное усилие?

При этом монах вызывает у себя желание (чханда), прилагает все силы, вырабатывает настойчивость (вирья), поддерживает и проявляет свое намерение (читта) ради предотвращения еще невозникших неумелых умственных качеств (акусала-дхамма)
Он вызывает у себя желание, прилагает все силы, вырабатывает настойчивость, поддерживает и проявляет свое намерение ради устранения уже возникших неумелых умственных качеств.
Он вызывает у себя желание, прилагает все силы, вырабатывает настойчивость, поддерживает и проявляет свое намерение ради развития еще невозникших умелых умственных качеств (кусала-дхамма).
Он вызывает у себя желание, прилагает все силы, вырабатывает настойчивость, поддерживает и проявляет свое намерение ради подержания, сохранения, увеличения, обилия, развития и совершенства уже возникших умелых умственных качеств.

А что такое правильное памятование?

При этом монах живет, отслеживая тело в теле, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
Он живет, отслеживая чувства в чувствах, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
Он живет, отслеживая ум в уме, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
Он живет, отслеживая качества ума (дхамма) в качествах ума, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе:
вот что называется правильным памятованием.

А что такое правильное сосредоточение?

При этом монах, – совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акусала-дхамма), – входит и остается в первой джхане: восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые рассуждением (витакка) и изучением (вичара).
С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам).
С угасанием восторга (пити), он пребывает в безмятежном наблюдении (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: «В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и распознает».
С отбрасыванием удовольствия и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой джхане: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни удовольствии, ни страдании (адуккхам-асукха): вот что называется правильным сосредоточением.
Вот что называется благородной истиной о пути практики, ведущем к прекращению страданий.
Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне, либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне, либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне.27 Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума, либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума, либо он отслеживает факторы происхождения и исчезновения в качествах ума.
Либо его памятование соотносится с мыслью «Качества ума существуют» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума четырех благородных истин.

Плоды практики четырёх основ памятования.

И любой, кто будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение семи лет, сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание» («Арахантство»), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».28
О, не принимайте за меру семь лет. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение шести лет сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру шесть лет. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение пяти лет сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру пять лет. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение четырёх лет сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру четыре года. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение трех лет сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру три года. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение двух лет сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру два года. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение одного года, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание» («Арахантство»), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру один год. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение семи месяцев сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру семь месяцев. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение шести месяцев сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру шесть месяцев. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение пяти месяцев сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру пять месяцев. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение четырех месяцев сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру четыре месяца. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение трех месяцев сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру три месяца. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение двух месяцев сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру два месяца. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение месяца сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру месяц. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение половины месяца, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
О, не принимайте за меру половину месяца. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение недели, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: «высшее знание», здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние «невозвращения».
'Это ведущий прямо к цели путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения Ниббаны, а именно, четыре основы памятования'. Так было сказано, и в связи с этим так было сказано».
Так сказал Благословенный. Радостные сердцем, монахи восхитились его словам.

 

страница 2 / 2

25 Здесь факторы происхождения и исчезновения состоят только из условий, способствующих происхождению и исчезновению факторов Пробуждения

26 Дуккха: буквально, "то, что трудно выносить, что тяжело терпеть". Можно перевести это слово как "стресс".

27 Факторы происхождения и исчезновения истин нужно понимать как происхождение и исчезновение страдания, жажды, и пути; истина о прекращении не включается в это созерцание, так как это ни возникновение, ни исчезновение

28 То есть не-возвращения в мир чувственности. Это последний этап перед достижением конечной цели Арахантства

.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
Палийский Канон