[Благословенный
сказал]: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение пятен умственных
загрязнений происходит в зависимости от первой джханы. Я говорю
вам, что уничтожение пятен умственных загрязнений также происходит
в зависимости от второй джханы. Я говорю вам, что уничтожение
пятен умственных загрязнений также происходит в зависимости от
третьей джханы. Я говорю вам, что уничтожение пятен умственных
загрязнений также происходит в зависимости от четвёртой джханы.
Я говорю вам, что уничтожение пятен умственных загрязнений также
происходит в зависимости от сферы безграничного пространства.
Я говорю вам, что уничтожение пятен умственных загрязнений также
происходит в зависимости от сферы безграничного сознания. Я говорю
вам, что уничтожение пятен умственных загрязнений также происходит
в зависимости от сферы отсутствия всего. Я говорю вам, что уничтожение
пятен умственных загрязнений также происходит в зависимости от
сферы ни восприятия, ни не-восприятия. Я говорю вам, что уничтожение
пятен умственных загрязнений также происходит в зависимости от
прекращения восприятия и чувствования.
(1)
Когда так было сказано: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение
пятен умственных загрязнений происходит в зависимости от первой
джханы» – то почему так было сказано? Вот, будучи отстранённым
от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний
[ума], монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается
направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости. Он
рассматривает любые существующие там феномены, относящиеся к
форме, чувству, восприятию, формациям, сознанию как непостоянное,
страдание, болезнь, нарыв, [отравленную] стрелу, бедствие, недуг,
чужое, распадающееся, пустое и безличностное1.
Он отводит ум от этих феноменов и направляет его к бессмертному
элементу: «Это покой, это наивысшее: прекращение всех формаций,
оставление всех обретений, уничтожение жажды, бесстрастие, прекращение,
ниббана». Если он устойчив в этом, он достигает уничтожения
пятен умственных загрязнений. Но если он не достигает уничтожения
пятен умственных загрязнений, то из-за этой жажды к Дхамме,
из-за этой восторженности в Дхамме2,
он с полным уничтожением пяти нижних оков становится тем, кто
переродится спонтанно [в мире Чистых Обителей] и обретёт окончательную
ниббану там, никогда более не возвращаясь из того мира [обратно
в этот].
Подобно
лучнику или ученику лучника, который, тренируясь [в стрельбе
по] соломенному чучелу или куче глины, впоследствии становится
стрелком на дальние расстояния, снайпером, способным пронзить
большое тело3,
то точно также, будучи отстранённым от чувственных удовольствий,
отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает
в первой джхане… переродится спонтанно [в мире Чистых Обителей]
и обретёт окончательную ниббану там, никогда более не возвращаясь
из того мира [обратно в этот].
Когда так
было сказано: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение пятен умственных
загрязнений происходит в зависимости от первой джханы» – то
в отношении этого так было сказано.
(2) Когда
так было сказано: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение пятен
умственных загрязнений также происходит в зависимости от второй
джханы…
(3) Когда
так было сказано: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение пятен
умственных загрязнений также происходит в зависимости от третьей
джханы…
(4)
Когда так было сказано: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение
пятен умственных загрязнений также происходит в зависимости
от четвёртой джханы…4
(5)
Когда так было сказано: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение
пятен умственных загрязнений также происходит в зависимости
от сферы безграничного пространства» – то почему так было сказано?
Вот, с полным преодолением восприятий форм, с угасанием восприятий,
вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятие
множественности, [воспринимая]: «пространство безгранично»,
монах входит и пребывает в сфере безграничного пространства.
Он рассматривает любые существующие там феномены, относящиеся
к чувству5,
восприятию, формациям, сознанию как непостоянное, страдание,
болезнь, нарыв, [отравленную] стрелу, бедствие, недуг, чужое,
распадающееся, пустое и безличностное. Он отводит ум от этих
феноменов и направляет его к бессмертному элементу: «Это покой,
это наивысшее: прекращение всех формаций, оставление всех обретений,
уничтожение жажды, бесстрастие, прекращение, ниббана». Если
он устойчив в этом, он достигает уничтожения пятен умственных
загрязнений. Но если он не достигает уничтожения пятен умственных
загрязнений, то из-за этой жажды к Дхамме, из-за этой восторженности
в Дхамме, он с полным уничтожением пяти нижних оков становится
тем, кто переродится спонтанно [в мире Чистых Обителей] и обретёт
окончательную ниббану там, никогда более не возвращаясь из того
мира [обратно в этот].
Подобно
лучнику или ученику лучника, который, тренируясь [в стрельбе
по] соломенному чучелу или куче глины, впоследствии становится
стрелком на дальние расстояния, снайпером, способным пронзить
большое тело, то точно также, с полным преодолением восприятий
форм… переродится спонтанно и обретёт окончательную ниббану
там, никогда более не возвращаясь из того мира [обратно в этот].
Когда так
было сказано: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение пятен умственных
загрязнений также происходит в зависимости от сферы безграничного
пространства» – то в отношении этого так было сказано.
(6) Когда
так было сказано: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение пятен
умственных загрязнений также происходит в зависимости от сферы
безграничного сознания…
(7) Когда
так было сказано: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение пятен
умственных загрязнений также происходит в зависимости от сферы
отсутствия всего… …никогда более не возвращаясь из того мира
[обратно в этот].
Когда так
было сказано: «Монахи, я говорю вам, что уничтожение пятен умственных
загрязнений также происходит в зависимости от сферы отсутствия
всего» – то в отношении этого так было сказано.
Так,
монахи, проникновение в окончательное знание имеет место до
той степени, до которой доходят медитативные достижения, сопровождаемые
восприятием6.
Но эти две сферы – (8) сфера ни восприятия, ни не-восприятия,
а также (9) прекращение восприятия и чувствования – я говорю
вам, должны объясняться медитирующими монахами, умелыми в достижениях,
умелыми в выходе из достижений после того, как они вошли в них
и вышли из них».
|